На главную | Меню | Полная версия

Блог

Учитель, учение, ученик

В помощь начинающим групповодам

Многие практикующие человековеды – психологи, астрологи, массажисты, целители – успешно работающие со своими клиентами индивидуально, испытывают значительные трудности в попытках проведения групповых мероприятий, как организованных лично ими, так и собранных по заказу со стороны. В этом посте я опишу некоторые специфические для групповой работы ситуации, которые полезно иметь в виду специалисту, привыкшему работать с одним клиентом.

Психологические (астрологические, целительские, массажные) группы обычно бывают двух форматов: учебные и терапевтические (лечебные), и нередко сочетают в себе обе эти направленности. В ХХ веке возникло (вероятно, с легкой руки немецкого психолога Фрица Перлса, основателя гештальт-терапии) понятие клиент-центрированной групповой терапии. Ее основной прием заключается в том, что в помещении создается особый, так называемый «горячий» стул, на котором усаживается один из членов группы, и вся группа под руководством ведущего занимается именно этим членом группы – например, выявляет его проблему и пытается помочь в ее решении. В течение группового процесса на «горячем» стуле может побывать несколько участников (хотя и необязательно все без исключения члены группы). Таким образом удается разрешить противоречие между индивидуальным характером проблем данного клиента и групповой ситуацией, в которой оказываются члены психотерапевтической группы.
Но даже и не в клиент-центрированной психотерапевтической группе, а, например, на семинаре по изучению массажа или астрологии, стул, на котором сидит участник, на которого в данный момент направлено внимание всей группы, оказывается весьма «горячим», и у этого участника сильно меняется состояние сознания. И опытные групповоды умело этим пользуются, а неопытные стараются об этом не думать.

Это я написала в качестве преамбулы, чтобы пояснить, что групповая ситуация в некоторых отношениях принципиально отличается от парной, в которой участвуют лишь двое: консультант (учитель) и клиент (пациент, ученик).

g1-1.jpg


Итак, рассмотрим группу, например, учебную. В ней отчетливо выделяются, с одной стороны, ведущий (учитель), с другой – излагаемая им концепция (методика), и с третьей стороны – участники (ученики). И можно выделить три основных аспекта группового процесса:
1. Самовыражение ведущего.
2. Изложение ведущим и восприятие участниками концепции как таковой.
3. Восприятие происходящего участниками.
Групповой процесс с сильным акцентом на первом аспекте можно назвать лидер-центрированным (под лидером я понимаю ведущего). Группу с сильным акцентом на втором аспекте я назову концепт-центрированной. И группу с сильным акцентом на третьем аспекте я назову клиент-центрированной.


Лидер-центрированный групповой процесс напоминает собой концерт одного актера – ведущего, а группа выполняет для него роль благодарных зрителей (возможно, отчасти ему оппонирующих, подначивающих и т.п.). Для харизматичных ведущих этот вид группового процесса кажется весьма естественным, и ничего другого для себя они не мыслят и часто находят себе благодарную аудиторию, которая редко чему-то существенному для себя выучивается, но не для того она в группу на самом деле приходит. Для ее участников групповой процесс напоминает выступление звезды эстрады, наполняющее их энергией и восторгом – на некоторое время.
Лидер-центрированная группа заинтересована преимущественно в своем ведущем, начиная от его одежды и прически, а также фактов его биографии, и кончая его текущими пристрастиями – как гастрономическими, так и личностными (на кого из членов группы он чаще всего бросает теплые взгляды, а кого, наоборот, начисто игнорирует или втаптывает в грязь?). Ведущий может сорвать очередной групповой процесс, явившись не по форме одетым или в ненадлежащем настроении. Так Игги Поп, один из рок-кумиров прошлого века, имел обыкновение на своих концертах вытаскивать из штанов свой мужской орган и показывать его восхищенному неистовствующему залу. Однако однажды в любовных баталиях Игги этот свой орган сильно повредил, он кровоточил и его пришлось перебинтовать. Но это не остановило поп-идола: он показал его публике в забинтованном виде, сорвав громовые аплодисменты.

g1-2.jpg



Концепт-центрированная группа сосредоточена на изучении концепции (учения), которую излагает ведущий и пытается постичь группа – в целом или участники по отдельности (это не одно и то же – читайте книгу АП «Ораторское искусство»). Типичный пример – группа, изучающая астрологию, но без акцента на личных гороскопах участников. Некоторые (наиболее жестокие) учителя астрологии даже до поры до времени не показывают участникам учебных групп их гороскопы, чтобы те раньше времени не пытались их трактовать.
Что означает положение Марса в Весах «вообще», и чем оно отличается от положения Марса в Водолее? В концепт-центрированной группе такая постановка вопроса кажется вполне естественной, а попытки отдельных несознательных членов группы заставить ведущего толковать их личные карты («А что означает, когда Марс стоит в Весах в соединении с Плутоном и Южным узлом»?) воспринимаются группой как чересчур частные и совершенно неуместные.
Типичный вопрос, которым задаются участники концепт-центрированной группы, звучит так: «Правильно ли я понимаю такой-то момент в теории?» Типичный вопрос, который задает ведущий такой группы: «Понятен ли вам изложенный мной материал сам по себе?» Тем, как этот материал будет использоваться далее «в личных целях», ни ведущий, ни участники этой группы особо не интересуются – по крайней мере, в рамках группового процесса. Условно говоря, их волнуют Закон и Истина, но не приложения этих понятий к своей жизни и обстоятельствам.

g1-3.jpg


Клиент-центрированная группа направлена на то, чтобы учебный материал был усвоен каждым из участников, причем сообразно его целям и возможностям. При этом как личность ведущего, так и излагаемая им концепция часто приносятся в жертву: первая тускнеет, а вторая профанируется и примитивизируется, а нередко и искажается, приспосабливаясь к уровню участников учебного процесса.
Участники клиент-центрированной группы все время задаются таким вопросом: «Какое отношение излагаемый материал имеет ко мне, какие мои проблемы он решает, какой мой актуальный интерес удовлетворяет?» Ведущий такой группы всегда адаптирует излагаемый материал к данной группе, нередко вступает с отдельными ее участниками в диалог, стараясь, чтобы каждый что-то важное для себя понял и усвоил, пусть даже и в ущерб общей программе и концепции.
(Для тех, кто читал книгу А. Подводного «Ораторское искусство», особо отмечаю, что тип центрирования группы никак не связан с риторической пирамидой. Например, вполне возможна клиент-центрированная группа под пирамидой эксперта (оратор-тема-аудитория) – так маститый академик, признанный специалист в своей области, читает лекцию студентам-первокурсникам, добиваясь в первую очередь того, чтобы каждый из них хорошо усвоил материал.)
Конечно, это описание не абсолютно. Например, для участников клиент-центрированной группы небезразлична личность, манеры, настроение и одежда ведущего, а также концепция, которой он придерживается или ее излагает - но не это для нее главное. Аналогично, концепт-центрированная группа тоже может обращать некоторое внимание на харизму ведущего, и быть небезразличной к тому, как изученный материал может быть использован участниками в личных целях – но не это для них самое главное.

g1-4.jpg


Неприятные групповые ситуации. Представьте себе начинающего групповода, опытного в личном взаимодействии со своими клиентами (пациентами), который смотрит на собравшуюся перед ним группу. Большую неприятность для него представляет ситуация, когда эта группа единодушно относит себя к одному типу центрирования, а сам ведущий – к другому. Что ж тогда получается? Здесь возможны шесть вариантов, которые я вкратце описываю ниже.

1. Ведущий мыслит групповой процесс как лидер-центрированный, а участники группы – как концепт-центрированный.
Так часто бывает, когда ведущий имеет большой нерастраченный харизматический (артистический) потенциал и, нередко не осознавая того, стремится его реализовать в групповом процессе, подсознательно мысля себя как талантливого разностороннего артиста, который прекрасен на любом материале и в любой роли. И ждет от участников подтверждения этому в виде восхищенных взглядов, аплодисментов, влюбленностей в себя и т.п., и уж совсем не придает значения содержательным вопросам по излагаемому им материалу. От них он весело отшучивается или обещает ответить «как-нибудь при случае».
В итоге группа быстро квалифицирует его как бессмысленного, хотя и звонкого, петуха и может даже сварить из него суп, продемонстрировав ему свое презрение и низкую оценку его знаний и личности. При этом его знания вполне могут быть на высоте, но он почему-то не может не выпендриваться (если смотреть на него глазами группы), их озвучивая.

2. Ведущий мыслит групповой процесс как лидер-центрированный, а участники группы – как клиент-центрированный.
Эта ситуация похожа на предыдущую, но с той разницей, что каждый участник хочет от ведущего чего-то для себя, и это «что-то» не имеет отношения к личности ведущего, но связано с темой обучения. В итоге ведущий получает упреки в том, что группа ему безразлична, что у него нет индивидуального подхода к людям и вообще он не владеет темой, а занят самолюбованием. В корректной группе эти упреки могут не быть озвучены, но тем не менее в воздухе возникает очень неприятное напряжение или тоска.

3. Ведущий мыслит групповой процесс как концепт-центрированный, а участники группы – как лидер-центрированный.
Эта ситуация возникает, например, когда ведущий – знаменитый специалист, не привычный, однако, к роли харизматического лидера и стремящийся донести до группы что-то содержательное, в то время как она смотрит лишь на его одежду, манеры, интонации, интересуется его личными вкусами, подробностями личной биографии и т.п.

4. Ведущий мыслит групповой процесс как концепт-центрированный, а участники группы – как клиент-центрированный.
Это весьма распространенная ситуация, когда на учебный семинар, задуманный ведущим как преимущественно теоретический, приходят участники, стремящиеся к индивидуально-практическим целям. Ученики хотят излагаемую ведущим теорию немедленно превратить в практику для себя, а ведущий этому сопротивляется, считая это неуместным или не справляясь с такой задачей. Итог – общее разочарование: ведущий разочарован группой, а участники – им самим и концепцией.

5. Ведущий мыслит групповой процесс как клиент-центрированный, а участники группы – как лидер-центрированный.
Здесь ведущий пытается заниматься отдельными участниками группы, активизировать их активность и их чему-то научить, а они всячески этому сопротивляются, стараясь переключить ведущего на его собственное самовыражение. Их позиция такова: «Ты же ярче и интереснее нас – так выступай сам, а мы тебя послушаем, повосхищаемся тобой, будем брать с тебя пример». В итоге ведущий чувствует полную фрустрацию, будучи не в силах «раскрутить» группу и отдельных ее участников; а группа считает, что ведущий пытается заниматься какой-то ерундой, переключая ее внимание на совершенно неинтересные и не достойные внимания объекты вроде отдельных ее участников.

6. Ведущий мыслит групповой процесс как клиент-центрированный, а участники группы – как концепт-центрированный.
Здесь группу интересует излагаемая ведущим концепция как таковая, а он пытается сфокусировать внимание на ее восприятии отдельными участниками группы, что вызывает общее недоумение и раздражение: зачем он это делает?

g1-5.jpg


Подготовка групповода. Не нужно думать, что данный ведущий может вести группу любого из трех описанных типов. Каждому ведущему близок один или два типа центрирования групп, а какой-то тип центрирования неприятен или неорганичен, и групп такого рода ему лучше не вести. С другой стороны, культурным ведущим все три аспекта группового процесса должны быть как-то подготовлены и реализованы. Ниже я привожу некоторые направления такой подготовительной работы.

1. Работа ведущего над своим личным образом в группе.
Это подготовка своей одежды и обуви, прическа, макияж, отработка пластики движений, мимики, жестов, интонирования, дикции. Также это продумывание фактов своей личной биографии, примеров из личной жизни, личных оценок и пристрастий и т.п. информации, которая может быть обнародована на группе.

2. Работа ведущего над концепцией.
В первую очередь это изучение учебников, методических материалов, консультации с экспертами в данной области. Если ведущий излагает собственную концепцию, она должна быть им достаточно подробно и тщательно разработана задолго до проведения группы, иначе материал неизбежно будет скомканным и малопонятным для участников.

3. Работа ведущего по усвоению материала отдельными участниками группы.
Нужно дать возможность (и поводы) участникам группы применить излагаемый материал к себе самим. Если позволяет формат занятия, полезно дать им возможность высказаться по материалу занятий, попытаться проявить «на деле» осваиваемые навыки.
Даже находясь в формате лекции, ведущий может время от времени задавать в зал вопросы и выслушивать ответы наиболее активных слушателей, приглашать их на сцену и т.п.

Для чего это нужно? Независимо от вкусов ведущего, в группе обычно есть участники трех типов: заинтересованные преимущественно в ведущем; в концепции; в самих себе. И хотя групповой эгрегор как-то «причесывает» участников и в значительной степени унифицирует их интересы, но все же делает это не до конца, и хороший ведущий старается дать что-то каждому (или почти каждому) участнику группы. Надеюсь, что изложенные мной соображения хотя бы немного приблизят вас к этой цели.

g1-6.jpg
Ivolga
24.02.2013 08:56:49
Мариана, спасибо за эту статью. Мне как начинающему групповоду было очень полезно ее прочесть. Многие моменты из описанных тобой, я так или иначе переживала на практике.
Не смотря на то, что трудности в групповой работе возникают, все же более сложной для меня является взаимодействие в паре (в качестве консультанта или массажиста). У меня уходит на это гораздо больше душевных ресурсов, и я себя менее уверенно чувствую в данных сюжетах. Может быть у тебя когда-нибудь родиться пост для начинающих "напарников"? smile:)
mariana
24.02.2013 14:44:54
Сама групповая ситуация в принципе такова, что ведущий находится в позиции лидера, поскольку он руководит процессом. Он в силу самой своей позиции находится над ситуацией и над каждым из ее участников. На нем лежит основная ответственность за групповой процесс, и это все понимают.
В случае же парной работы консультанта с клиентом, консультант занимает подчиненную роль, стараясь помочь клиенту решить его проблему, то есть в силу самой ситуации ставится в позицию "обслуживающего персонала". Это может быть очень сложно для консультанта с сильной харизмой и стихийного групповода. Хотя и очень полезно.
Ivolga
25.02.2013 07:18:26
Мариана, спасибо за комментарий! Это действительно очень полезно, и меня в такие ситуации тянет, ведь у меня Луна в 7 доме, но пока что оппозиционное Солнце в 1 доме ее по большей части перевешивает.
Катерина Гонзалес
24.02.2013 09:30:50
Огромнейшее спасибо, Мариана, за актуальный для меня в настоящий момент материал. Я с большим интересом и пользой для себя читаю все Ваши и Олины блоги. Но высказываюсь тогда, когда что-то остается для меня непонятным, недовыясненным и мешает, что называется, спокойно жить дальше.
Полтора месяца назад я начала обучать астрологии девушку-клиентку, для которой накануне проводила астрологическую консультацию. Первые два занятия (раз в неделю) прошли отлично, но на втором занятии мы обе посетовали на то, что неплохо было бы работать в более широкой группе. Ей хотелось делиться с другими своими впечатлениями от получаемых знаний, а мне  - попробовать себя в групповой работе (до этого обучала только одиночных клиентов). На третьем занятии к нам присоединился молодой человек, на четвертом еще один, на пятом – двое девушка и юноша. Группа растет сама по себе, время занятий увеличилось с 2 часов до 6, и пролетает совершенно незаметно, после занятий мы пьем чай и разговариваем еще час-два, разумеется, разговоры вертятся вокруг обсуждаемых на занятиях тем. Материал, пройденный на предыдущих занятиях, для новых участников группы излагают те участники, что прошли его ранее. Я лишь корректирую высказывания и добавляю что-то существенное. Группа, судя по приведенной Вами классификации, клиент-центрированная. И собирается она явно по нашему с первой клиенткой запросу. Мы апробируем пройденный материал, трактуя гороскопы участников. Группа уже начала сама себе придумывать задания. Например, вчера на занятии решили в течение недели попарно трактовать планеты в гороскопе партнера в паре, а также собственные аналогичные планеты.  И потом обменяться трактовками на следующем занятии. Сегодня они уже собираются для парных бесед (самостоятельно работают в малых группах).
Нечто интересное происходит при  этом с моей харизматичностью и с астрологической концепцией, которую я пытаюсь донести участникам.
Я дама харизматичная, с сильным первым домом в Стрельце и частью первого дома в Козероге. На АС Луна и Меркурий в соединении в Стрельце, в первом доме Марс и Венера в Козероге. И вот я  свою харизму, как батарею, прикручиваю на три четвертых и только одну четвертую оставляю для употребления, поскольку в полном раскрытии моя харизма группе помешает. Никаких неудобств не испытываю. Но харизмы участников группы при этом разворачиваются и растут, что очень меня радует. Например, вчера один из участников пришел на занятия с гитарой и спел нам песню, иллюстрирующую мироощущение человека с Солнцем в Раке в VIII доме. Это было очень сильно. А девушки, иллюстрируя проявления Луны,  принялись нас кормить печеньями и пирогами собственного приготовления.  И когда я искренне восхитилась пирогом с экзотическими фруктами, участница мне совершенно неожиданно ответила, что это пирог для Луны в Стрельце.
Я удивляюсь тому, что происходит. И немного опасаюсь, а смогу ли я контролировать процесс обучения и до какой степени это надо делать, может быть, этого не надо делать вообще? Мне кажется, что еще появятся новые участники. И как мне тогда со всем этим управляться? Хотелось бы услышать на этот счет Ваше мнение, Мариана.
Учение, конечно, в такой группе несколько профанируется, словно бы приспосабливаясь к нуждам участников. Но одновременно, когда участники дают локальные характеристики каких-то аспектов, то над группой как будто бы стоит тень общей концепции. Это интересное ощущение, словно бы на нас внимательно кто-то смотрит и нам сильно этим вниманием помогает.
Извините за столь длинный текст, впечатления от работы группы свежи, нахожусь под впечатлением.
mariana
24.02.2013 15:13:21
Понять, как Вы должны контролировать ситуацию, можно, осознав цель и оценив характер собравшейся группы.
Если Вы, Катерина, ставите себе целью передать своим ученикам концепцию как таковую, тогда помехой могут служить и личный опыт преподавателя, и слишком конкретные вопросы учащихся, которые могут перетягивать ситуацию на себя. Как результат, у всех участников может возникать неудовлетворение глубиной или объемом изученного и преподанного материала.
Защита здесь - программа занятий, в том числе поурочный план, которого Вы стараетесь в основном придерживаться, корректируя уже по ходу, в зависимости от конкретной группы. Так капитан придерживается основного курса, корректируя его из-за погодных условий и других обстоятельств.

Но у харизматических лидеров группа может учиться через личный опыт преподавателя, постигая его не только через основные темы занятий, но и из многих сопутствующих обстоятельств и событий, которые происходят в процессе общения ученика и учителя. Часто это касается изучения тонких наук и искусств, в число которых безусловно входят музыка, живопись, и, конечно же, астрология. На востоке говорят, что ученик должен жить в доме учителя, разделяя с ним ежедневные дела и заботы.
В этом случае Вам важнее следить за атмосферой, царящей в группе, и за изменениями в людях, которые в нее входят.
Катерина Гонзалес
24.02.2013 17:44:25
Спасибо, Мариана! Ваши советы очень толковые, четко обозначают важные для меня проблемы. Пожалуй, я не хочу учить концепции, как таковой. Скорее хочу помочь участникам группы разобраться в устройстве мира, в окружающих людях и в себе самих. Тем более что большинство участников молоды - от 19 до 38 лет (самый старший). Как я вижу, участники тоже хотят именно этого, используя астрологию, как инструмент познания. Программа занятий и поурочные планы – есть. И пока мы в целом их придерживаемся, даже несмотря на то, что всё еще приходят новые участники, они догоняют тех, кто начал учиться чуть раньше. Коррекции планы тоже подвергаются, но весьма небольшой. Увеличилось время занятий, но, в основном, из-за того, что теперь надо уделять время каждому из участников персонально, чтобы никто не почувствовал себя обделенным и отделенным от остальной группы.
Думаю, что и музыка, и стихи, и элементы театра и живописи  естественно вплетутся в ткань занятий. Это  помогает  глубже понять материал уроков, а также раскрепостить участников.
А что касается харизматичности, то мне очень нравится иньский вариант, когда она как аромат цветка, создает некую ауру, поле, в котором участникам легче получить ответы на свои запросы и вопросы. Поглядим, увидим, как оно дальше будет.  А пока – вот так.
Еще раз спасибо, Вы помогли мне понять, чего же я хочу от преподавания и от группы.
Ёлка
25.02.2013 05:30:23
Спасибо, Мариана, большое, за твой пост для начинающих групповодов! 
Очень полезная информация! Для себя поняла то, что в разных группах я как групповод могу вести себя по-разному. Стараюсь и научить концепции, и помочь приложить полученные знания к конкретным обстоятельствам каждого из группы. Но чаще всего, опираясь именно на личный опыт, собственную харизму, у меня действительно получается чему-то участников процесса научить. Присоединяюсь к Катерине (спасибо Вам большое за такой подробный комментарий!!!), что вариант иньского включения харизмы ведущего - как аромат цветка, создание ауры, соответствующей обстановки и т.д. - мне очень подходит! 
Еще раз спасибо за такой ценный и полезный материал! Думаю, и в новых моих группах он еще сослужит мне добрую службуsmile:)
Зося Белкина
28.02.2013 12:47:10
СПАСИБО БОЛЬШОЕ тебе, дорогая Мариана, за эту статью!!smile:idea:
У меня как раз назрели групповые занятия - готовлюсь морально, теоретически и практически.
О своих склонностях как ведущего и консультанта могу сказать следующее.
Меня всегда увлекала и вдохновляла работа "по запросу" - то есть мне свойственна (сильно! smile:)) клиент-центрированная установка. Отсюда понятно, почему мне нравится проводить индивидуальные консультации (и в целом это уже неплохо получается). В группе (раньше) мои "клиент-центрированные пристрастия" тоже всегда ощутимо проявлялись. И грех пренебрежения концепцией ради "личной проработки" за мной также числится... smile:(.
Так вот на сегодня мне очень бы хотелось окультурить своего Групповода в плане уделения адекватного внимания всем трём направлениям работы, перечисленным в этой статье. Кроме того, сейчас для меня очень актуальна тема преподавания как такового - то есть концепт-центрированный жанр. Поскольку есть клиенты, с которыми проведена уже существенная индивидуальная работа, и которых мой профессиональный даймон smile8) уже велит собрать в группу и давать им конкретные учебные темы.
В этой ситуации чувствую себя подобно огороднику, который загодя высаживает на всех подоконниках своей городской квартиры рассаду, где каждое растение пребывает в своём личном стаканчике, и огородник о каждом из них отдельно заботится, удобряет, поливает - холит и лелет в общем smile:). Однако неизменно приходит срок высадки означенных растений в открытый грунт, в грядку или клумбу - общую! И это, конечно, волнительный момент для хозяина приусадебного участка - а также и для растений, и для грядки. smile:oops:smile:D.
И ещё один образ - как уранически-хиронический (эти планеты у меня в гороскопе в аспекте оппозиции) знак на моём пути. На прошлой неделе на одной из консультаций прозвучал такой сюжет. Ландшафтный дизайнер, давая рекомендации по оформлению двора частного дома, сказал следующее: "Розы высаживать вдоль дорожки по одной - это ни о чём. Если розы - то это должен быть РОЗАРИЙ!". Очень подходящая метафора для группового эгрегора, на мой взгляд (в особенности на взгляд моей ВЖ smile:))...
Ещё раз спасибо, Мариана, за поднятую тему: она для меня - как первая ласточка, несущая на своих крыльях весну, а вместе и с ней - и новые сюжеты ("в поле, саду и на даче..." smile:D).
Погодина Татьяна
28.02.2013 15:05:42
Ученик, учитель..
Спасибо, Мариана, за интересную статью. Пока читала, невольно анализировала свой личный опыт и как преподавателя, и как ученика. На мой взгляд, ты очень тонко систематизировала разницу запросов и отношений в группе. У меня есть знакомые, очень хорошие специалисты в своих областях, но при преподавании им не удавалось сойти с лидер- центрированного типа обучения, как следствие- группы распадались. Я сама преподаю в разных школах, в основном массажные технологии и основы медицины, и читаю семинары для косметологов и массажистов по процедурам фирмы "Janssen". По стилю и по часовой нагрузке очень разный уровень, по степени подготовленности участников тоже. Но везде нужно включать и концепт- , и клиент- центрированную подачу информации, и лидеру, как ни крути, тоже не отвертеться. И что будет превалировать, а что помогать, дадут понять запрос от группы и заявленная тема. Спасибо ещё раз за оригинальный и тонкий взгляд на тему учёбы.