Однако деньги, являясь социальной энергией, способны прямо влиять на индивидуальную психическую энергию человека: от атманической до эфирной включительно, воздействуя как на ваше самочувствие, так и на глубинное самоощущение себя как состоявшейся (или нет) личности.
Деньги как архетип существенно уплотняют личную энергию человека, профанируют его личность, растворяя в толпе аналогичных: как мы помним, деньги - великий уравнитель. Это проявляется, например, в том, что, разбогатев, человек нередко начинает искать уже себе, а не своей фирме, популярности или славы, тем самым заботясь о том, чтобы его личность выделилась на фоне остальных.
В какой мере данному человеку нужны деньги - вопрос интимно-психологический. Индивидуальное подсознание довольно точно знает (имеет свое мнение), сколько денег человек должен зарабатывать, получать, хранить и тратить, и если эти суммы человек "не добирает", то ему живется нехорошо.
Почему, и что в это время происходит в психике, если смотреть на эти процессы с точки зрения полимодальной психологии?
Психическая энергия. В широком смысле, психическая энергия - это то, что дает человеку силы жить. Она проявляется в энтузиазме, в нестандартном мышлении, в способности влиять на других людей, преодолевать жизненные трудности, принимать решения и их исполнять, учиться в любом возрасте, находить выходы из тупиков, адаптироваться к сложным условиям, стоять на своем, когда это реально необходимо, и так далее.
Ее наличие в психике зависит не только от внутреннего потенциала, но и от взаимодействия человека с внешним миром, в том числе социальным внешним миром. В этой части психическая энергия человека (частично, но все-таки весьма существенно) зависит и от финансового оборота "человек-социум-человек".
Патриции и финансисты. Субличности в психике человека не существуют обособленно. Они вступают между собой в различные отношения, в том числе объединяются в коллективы (или в шайки - это уж у кого как) и существенно зависят друг от друга. В частности, они постоянно обмениваются психической энергией, и здесь тоже есть свои дисбалансы: кто-то ее больше производит, а кто-то больше тратит.
По отношению к теме финансов субличности можно объединить в два коллектива. В один из таких коллективов входят субличности, напрямую связанные с деньгами - их можно объединить в Финансовый клуб - это своего рода плебеи, "черная кость". Они занимаются "черной работой"; особенно это относится к субличностям, занятым зарабатыванием денег. (Другие субличности нередко рассматривают Добытчика как проститутку, на чьи доходы, впрочем, не брезгуют жить.)
А есть в психике и "патриции", "белая кость", - это субличности, от денег как бы не зависящие, и реализующие индивидуальность человека без оглядки на плотные энергии социума; эти субличности можно объединить в другой коллектив - в клуб Патрициев.
В дружной команде субличностей "патриции" и "плебеи" друг друга не презирают, а уважают и при необходимости делятся друг с другом психической энергией разных видов; но так бывает редко. Чаще в жизни мы сталкиваемся с большими дисбалансами, когда "недобор" необходимого финансового уровня сказывается на благополучии именно финансовых субличностей – именно они страдают и теряют психическую энергию. И тем самым они становятся в психике тяжелым якорем, омрачая существование многих других субличностей, если не всех.
С этим можно бороться, причем многими способами. "Есть нечего, зато жить весело" - один из таких способов: заткнуть рот финансовым субличностям и радоваться жизни с остальными. Иногда помогает, но редко надолго. Можно перевоспитывать свои финансовые субличности, менять их "аппетиты". Можно приучать их жить на дотации со стороны "патрициев".
Но все эти меры не могут отменить принципиального факта: индивидуальная психика рассчитана на вполне определенный баланс плотных, стандартизированных социальных и более тонких индивидуальных энергий. И если этот баланс нарушается, человек страдает и не находит себе места или начинает вести себя вроде бы несвойственным себе образом: нищий рок-музыкант женится на богатой некрасивой вдове, а заслуженный бизнесмен начинает писать стихи и алчет их признания на поэтическом форуме в интернете.
Упражнение 1. Напишите список ваших основных субличностей и отнесите их к клубу Патрициев или Финансовому клубу, или к обоим вместе. Подумайте, насколько текущее положение вещей устраивает каждую из них и вас в целом. Не забудьте добавить в список ваши субличности, относящиеся к вашим основным чертам характера: Изобретательное "я", Гордое "я", Терпеливое "я" и т. п.
Монетизация субличности. Вопрос о "монетизации" субличности - весьма острый. Должна ли данная субличность зарабатывать (или хранить, или тратить) деньги? Вступая в Финансовый клуб, субличность понижает уровень своих энергий, приспосабливается к требованиям социального рынка; она делается более мощной, но и менее индивидуальной, попадая под влияние плотных социальных архетипов. Награждая ребенка за сочиненное им стихотворение конфетой, вы ставите его субличность Поэта на опасную дорожку. Известный тезис Пушкина:
"Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать", -
весьма спорен, так как обычно вдохновение идет в комплекте с продаваемой рукописью.
Сопротивление выращенной в клубе Патрициев субличности, когда человек пытается ее поставить под холодные финансовые ветры социума, может быть очень значительным и длительным.
Начинающие "доморощенные" психологи и целители меня хорошо поймут: переход на финансовые отношения с клиентами резко охлаждает характер психотерапевтических и целительских отношений; они становятся более "деловыми", идут в большей степени по принципу "ты - мне, я - тебе", и клиент теперь вправе задаваться вопросом: "А что я получу за свои деньги?"
И все же иногда исходно "патрицианской" субличности для полного внутреннего созревания необходимо бывает обрести социальную зрелость - например, влиться в Финансовый клуб субличностей, имеющих прямое отношение к деньгам. Кстати говоря: может быть, она будет исключительно тратить деньги, - но тогда она должна приносить при этом пользу и другим субличностям и личности в целом.
Упражнение 2. Вспомните, как шел процесс вступления в Финансовый клуб и выхода из него разных ваших субличностей. Не забудьте о характерных субличностях, соответствующих выраженным чертам вашего характера.
Характерные "я" и Финансовый клуб. Поговорим о чертах характера и качественных особенностях личности. Имеют ли они отношение к теме финансов?
Только очень молодые и наивные люди думают, что на работу берут по диплому. На работу обычно берут по протекции и харизме, а удерживается там человек в основном благодаря ряду личных качеств - добродетелей, как сказали бы раньше. И нередко сложности на работе, а также при получении, хранении и трате денег связаны с тем, что человеку почему-то начинает не хватать или терпения, или настойчивости, или целеустремленности, или снисходительности, - хотя в принципе он этими качествами обладает. Почему так?
Одним из открытий полимодальной психологии было то, что не только ролевые, но и характерные субличности, то есть соответствующие чертам характера человека, являются ярко индивидуальными, и фигурируют в психике вместе со свойственными им особенностями, вкусами, привычками, предпочтениями и жизненными позициями. В частности, любая характерная субличность может мыслить себя принадлежащей клубу Патрициев, и тогда ее будет очень трудно привлечь к финансовым проектам.
Как это может проявляться на практике? Например, жизнерадостный в семье и с друзьями человек по непонятным причинам делается угрюмым, приходя на работу, причем от вида работы это не зависит. Терпимость, снисходительность, благоразумие могут непостижимым образом оставаться всегда снаружи от рабочего кабинета служащего - при том, что во внерабочей обстановке он вполне может этими качествами обладать. Конечно, тут нельзя сбрасывать со счетов влияние эгрегора, но и личные предпочтения Терпимого "я" или Благоразумного "я" тоже очень важны.
Упражнение 3. Подумайте: какие качества характера, на ваш взгляд, в принципе полезны:
а) при зарабатывании денег;
б) при получении денег;
в) при хранении денег;
г) при трате денег.
Далее вызовите свои соответствующие субличности (если таковые обнаружатся) и спросите их, что они думают о финансах и связанных с ними процессах. Слушайте внимательно и до конца, не удивляясь и не перебивая.
Можно ли "уговорить" характерную субличность принять участие в денежном обороте, если она к этому не склонна? В принципе иногда да, но важно понимать, что это ничуть не проще, чем уговорить сделать это ролевую субличность. Например, уговорить ваше Внимательное "я" помогать в зарабатывании или сборе денег, если оно к такому не приучено, ничуть не проще, чем уговорить вашего Душевного Советчика поработать профессиональным психотерапевтом.
Получение денег и модальности. Поговорим о получении денег у работодателя, о процедуре расчета. Отлично, если работодатель рассчитается сам, в срок, да еще наградит наемного работника премией за усердие и качество! А если нет? Если хозяин так и норовит обсчитать работника, задержать ему зарплату, или, хуже, расплатиться фальшивой монетой? И часто ли так бывает?
В обучение печника на Руси входило умение отомстить обманувшему его хозяину. Для этого, например, употреблялся особый кирпич, который вставлялся в дымоход и заставлял печь лишь дымить да коптить, а тягу и вместе с ней жар перекрывал. У плотников, рубивших избу, также имелись средства, чтобы отомстить злому хозяину, который плохо кормил работников и обманывал их при расчете.
Для этого, например, использовалась кикимора - небольшая деревянная кукла, которую обмазывали смолой, говорили над ней особые заклинания и прятали под домом. Потом такая кикимора лютовала, особенно ночами: громко топала, гремела посудой и била ее. И знахарю или колдуну извести такую кикимору очень трудно!
А теперь представьте себе разговор бригадира плотников при расчете с хозяином: надо дать ему намек, чтобы расплачивался честь по чести, а то худо будет, - но ни в коем случае не угрожать прямо! Получается, тонкое это дело - деньги получать, даже честно заработанные, и у каждого человека здесь своя закавыка и свои "идеи", чаще всего подсознательные.
Инь или Ян? Как вы считаете правильным получать деньги: под иньским или под янским архетипом?
Под иньским - это так: ничего прямо хозяину не говорить, разве что противно морщиться, когда он говорит об отсрочках платежа, не нажимать на него, не ругаться, в крайнем случае - косвенно намекать или приводить в пример добродетельных работодателей и объяснять, что как раз им будет Царствие Небесное. Готовить особый кошелек для получаемых денег, тихонько и осторожно нести их домой, никак не рекламируя факт их получения.
Под янским - это значит брать хозяина за горло и требовать своевременной расплаты, угрожая в противном случае смертью лютой и неминучей. Находить и гневно возвращать ему фальшивые монеты и ветхие купюры. По дороге домой обязательно зайти в кабак и известить всех о том, что у вас - получка!
А вот как вести себя правильно - это большой вопрос. Задержка зарплаты нередко происходит от того, что работодатель имеет долгов по зарплате больше, чем наличных денег, и платит обычно вначале самым настырным (читай - янским) работникам. Но - не всегда. Иногда терпение и смирение срабатывают лучше.
Но не менее важно то, как настроено ваше подсознание в таких ситуациях: иньским или янским образом. Потому что если вы поведете себя эффективно, но поперек воли подсознания, то оно вскоре сделает так, что с этой работы вы или уйдете сами, или вас уволят.
Диалектические модальности. Под каким архетипом вам приятнее получать деньги - Творения, Осуществления или Растворения? Это ведь совершенно разные вещи, и вряд ли ваше подсознание не имеет здесь отчетливых приоритетов.
Под архетипом Творения идут премии, неожиданно жирные чаевые, внезапные пожертвования, прыжки дивидентов по акциям; в целом вы получаете больше, чем договаривались или рассчитывали.
Под архетипом Осуществления идут регулярные доходы, плата точно по договору и т.п. Вы получаете, когда и сколько вы планировали.
Под архетипом Растворения идут задержки зарплаты, уменьшенные гонорары, нередко попытки расплатиться символически (медалью, грамотой) или "высокими" словами благодарности, или повышением в должности или переводом на другое (часто отдаленное) место работы, или понижением в должности или окладе, или увольнение.
Можно анализировать остальные три фазы денежного оборота (хранение, трату и зарабатывание денег ), а таже балансы и отношения между субличностями и их коллективами с точки зрения других архетипов. Я в дальнейшем планирую опубликовать более подробные описания некоторых поднятых в данном посте тем, а пока предлагаю вам следующие упражнения.
Упражнение 4. По материалам главки "Получение денег и модальности" ответьте на вопросы:
а) как вы считаете для себя правильным получать деньги: под иньским или под янским архетипом?
б) под каким архетипом вам приятнее получать деньги - Творения, Осуществления или Растворения?
Упражнение 5.
1. Понаблюдайте за своими переживаниями в процессе получения денег и отследите:
а) какие эмоции вы испытываете, получая деньги
б) какие мысли первыми приходят к вам в голову в этой ситуации
в) как меняется ваше поведение, когда деньги оказываются у вас в руках (на банковском счету).
2. Как меняются ваши эмоции, мысли и поведение, когда вы
а) получаете ожидаемую сумму;
б) получаете сумму, существенно больше ожидаемой;
в) получаете сумму, существенно меньше ожидаемой;
г) получаете неожиданные деньги (например: подарок, премия, старые забытые долги).
*
(продолжение следует)
(предыдущий пост этой серии)
Очень рада появлению новой темы - и такой важной, и такой нужной. Спасибо! пойду делать упражнения