Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Полимодальная психотерапия

Психотерапия и психохирургия. Бытовая психотерапия держится на таком ките: "Расскажи мне - и тебе полегчает". Теоретическая мысль ХХ века избрала себе другого кита, - впрочем, близкого родственника первому: "Вспомни и осознай - и  тебе полегчает". Правда, вопрос о том, что именно следует осознавать и вспоминать, разными авторитетами решался по-разному. По Фрейду, "первичная травма" чаще всего, если не всегда, наносится психике ребенка, когда он сталкивается с теми или иными эротическими проявлениями - своими собственными или родительскими. Например, девочка обнаруживает у себя отсутствие пениса, а мальчик, подглядывая за взрослыми, свидетельствует огромный (по сравнению с его собственным) пенис отца. Станислав Гроф в своих исследованиях существенно расширил представления Фрейда. Он обнаружил, во-первых, что "первичная травма" может иметь куда более широкий спектр причин, вовсе не всегда связанных с эротикой - например, это может быть физическая травма, оказавшая на психику ребенка большое негативное воздействие. А во-вторых, Гроф открыл значимость и травматичность для человека его перинатальных  переживаний, то есть возникающих во время его бытия в животе матери и последующих родов. Но оба эти исследователя в своей терапевтической работе твердо придерживались "второго кита", то есть представления о том, что осознание (точнее, яркое воспоминание и повторное переживание, но уже в ресурсном психическом состоянии) первичной травмы является хоть и трудным для сознания, но все же весьма мощным целительным приемом, в результате которого происходит катарсис и первичная травма уходит, то есть перестает влиять на психику человека. Что же - у нас нет оснований не верить добросовестности авторитетных ученых: иногда так бывает. Но всегда ли? Всегда ли осознание и подробное воспоминание первичной травмы возможно, и всегда ли оно приносит желаемый эффект? К сожалению, по-видимому, ответ на оба эти вопроса отрицательный.
С чем это связано? Во-первых, не всегда первичную травму удается хоть как-то "нащупать" - иногда потому, что она слишком болезненна для сознания человека, так что его подсознание бережет его от такого переживания; а иногда потому, что ее попросту нет. А во-вторых, иногда первичная травма осознается и заново переживается человеком и перестает на  него влиять - но на его текущие проблемы и психическое состояние это почему-то не оказывает действия.
Психологическая работа с клиентом посредством поиска прямой психологической причины проблемы (например, невроза) и ее прямого устранения путем катарсиса может быть названа психохиругией. Она в некоторых случаях уместна и эффективна, но во многих случаях она или слишком болезненна, так что психика ей сопротивляется, или просто не эффективна. И полимодальная психотерапия занимается как раз такими случаями. Попытаюсь описать ее подход в виде метафоры.
Если у человека есть острая подсознательная  проблема (психотравма - например, тяжелое воспоминание), которую он не в состоянии осознать, то ее можно уподобить страшному дикому медведю в берлоге, которая находится в глухом лесу. Даже при приближении к этому лесу - проблемной области - человеку становится нехорошо, у него меняется состояние сознания, отказывает элементарная логика и резко сужается спектр психологических и коммуникативных инструментов, которыми человек в обычном состоянии может пользоваться - например, резко ухудшается обратная связь и способность трезво анализировать ситуацию. Для психолога это - красный флажок, которым можно пометить территорию, где скрывается психотравма. Пометив (зафлажковав) эту территорию с разных сторон, можно попытаться проникнуть ближе к берлоге и даже попытаться разбудить зверя, чтобы с ним сразиться напрямую - таков метод психохирургии. Однако он не всегда срабатывает. Во-первых, даже вроде бы тщательно зафлажкованный лес может оказаться очень большим и дремучим, так что можно блуждать по нему годами и десятилетиями (именно столько длится классический психоанализ) и ничего не обнаружить. Во-вторых, психика человека может категорически испугаться прямой встречи с чудовищным зверем, что выразится в том, что пациент впадет в беспамятство или безумие или вовсе откажется от услуг психолога. А в третьих, медведя там может и вовсе не оказаться. Как так? Но это - самая обычная ситуация: есть у человека проблемная область, а "фокуса", или "полюса" в ней нет. Но это не означает, что у человека нет проблемы - просто решать ее методом поиска и устранения ее глубинной причины не получается.
И это в принципе необязательно. В основе полимодального психотерапевтического подхода лежат косвенные, терапавтические в узком смысле методы, которые не предполагают поисков и отстреливания медведя. Мы работаем на границе проблемной области и снаружи от нее, но внутрь ее  не вторгаемся, сберегая психику. В результате такой работы в  проблемной области меняется климат, то есть в зафлажкованном лесу происходят глобальные трансформации, так что он в целом становится менее драматичным и патологичным. И тогда медведь, если он там был, или куда-то удирает, или тихо умирает сам по себе, не показываясь на глаза человеку, или превращается в менее устрашающее существо, которое уже может выйти на свет сознания, устроив человеку не столь драматичный частичный катарсис. Но чаще всего в лесу происходит нечто невидимое сознанием, но в итоге он утрачивает свой патологически-драматический характер, и флажки теряют свое значение: лес перестает быть опасной зоной для психики.
Еще раз подчеркну: полимодальные методы по природе своей терапевтичны, и хотя их, вероятно, можно использовать и в психохирургии, но это - отдельная тема, которую должны разрабатывать соответствующие специалисты, то есть психохирурги, мастера катарсиса и т. п. А мы пока что занимаемся полимодальной психотерапией, и о ней речь дальше.

Полимодальная психотерапия. Важная и очень часто наблюдаемая закономерность заключается в том, что психика в своих проблемных областях скована, малоподвижна, ригидна. Видимо, здесь работает тот же механизм, который сковывает движения человека вокруг травмированной части тела; и ту же роль играет гипсовая шина. Но, как известно, когда перелом срастается, гипс нужно снять и движения в травмированной конечности снова восстанавливать в прежнем объеме. Метафорически говоря, этим мы и занимаемся.
Проблемная зона всегда отличается психической скованностью в некоторых аспектах. В каких именно - это должен определить консультант, после чего дать клиенту специальные упражнения для снятия этой скованности, причем чаще всего не в самой проблемной зоне (это обычно затруднительно), а в той или иной соседней с ней. Там тоже должна наблюдаться аналогичная скованность, но в не столь выраженной форме, так что упражнения на гибкость выполнять легче. По мере выполнения этих упражнений уменьшается скованность и в проблемной зоне, а сама она становится менее проблемной. Эта скованность обязательно проявится в ограничении спектра используемых человеком модальностей, в том числе высших. Такова общая идея полимодальной психотерапии, а подробное описание ее инструментов можно найти в книгах Авессалома из серии "Высшие архетипы".
Пример. Дама средних лет. Ее проблемная область - личная жизнь, отношения с любимыми мужчинами. Замеченная скованность - резкий акцент на архетипе Ян в ущерб Инь и на ментальной модальности в ущерб астральной. Говоря на обычном языке - отсутствие эмоциональности, женственности в личных отношениях, много пустой болтовни, стремление доминировать над партнером, даже когда ей самой это не нужно. В качестве "соседней" зоны была избрана работа, где клиентке было предложено использовать лишь иньскую модальность, а вместо ментальной - астральную или каузальную. На  языке  клиентки инструкция была сформулирована так: "На работе - никакой собственной инициативы и активности - только лишь в качестве прямой реакции на указания начальства или просьбы сотрудников. И никаких рассуждений и болтовни - разрешены лишь чистые эмоции (например, восклицания "ах!", "эх!", "ура!" и т. п.) и непосредственные действия". Освоив на работе почти в совершенстве иньскую, астральную и каузальную модальности, клиентка стала посвободнее применять их (уже без указаний со стороны консультанта) и в отношениях с любимым. Он был очень доволен и даже чуть было на ней не женился.


Психика и высшие модальности. Высшие модальности - это те, которые соответствуют высшим архетипам - например, иньская, янская, творительная, осуществительная и т. д. (полный список насчитывает сорок модальностей, объединенные в десять семей - это те, которые описаны в серии "Высшие архетипы"; вполне вероятно, что существуют и иные). Кроме высших, существуют еще и другие модальности - например, социальные и сенсорные. Но именно высшие модальности пронизывают всю психику целиком, до самых ее глубин, так что от них не может укрыться ничто в подсознании. Их энергии - базисные для психики, и чем больший "ассортимент" их освоен человеком, тем устойчивее и увереннее он себя чувствует в любых жизненных ситуациях. Наоборот, ограниченность спектра используемых человеком модальностей в некоторой области жизни свидетельствует о его психической ригидности (жесткости) и о близко лежащих проблемах или трудностях.


Личностный рост - естественен или нет? Казалось бы, путь к решению многих проблем найден: изучаем и осваиваем высшие модальности, особенно в тех областях, где они еще не освоены. Но на практике человек, вставший на этот путь (например, поступивший на обучение в нашу школу "Человек среди людей" на  курс "Высшие архетипы" ), сталкивается с тем, что многие упражнения для него не только непривычны - они его почти шокируют тем, что кажутся ему неестественными, неким изощренным насилием или издевательством над его природой. Мне не раз приходилось читать в отчетах учеников: "Это упражнение я делать не стал, так как оно для меня противоестественно; такой стиль поведения противоречит моей природе;  мне это неудобно; я никогда так себя не веду, и т. п.".
Я обычно в таких случаях отвечаю, что любое обучение, хоть катанию на коньках, хоть иностранному языку, ставит человека в "неестественную" и непривычную для него позицию, и что не надо по первому выходу на лед делать вывод о том, что катание на коньках для вас противоестественно - сначала все же выучитесь держать равновесие и делать простейшие фигуры, а потом уж судите. Это все верно, но все же изучение и освоение высших архетипов отличается от изучения немецкого языка и от освоения коньков: в первом случае происходят глубинные изменения в психике, меняются отношения между субличностями и корректируется баланс в соборном "я" человека, то есть происходит подспудная, но очень глубокая трансформация личности, чем учащийся может быть недоволен.
Нередко именно это я в прямой или косвенной форме слышу от своих учеников: "В моей жизни начинаются тектонические сдвиги, к которым я не готов. Поживу еще по старинке". Что же - личностный рост уместен не для всех и не всегда, и иногда с ним можно и погодить. Но важно понимать и другое: часто решение человеком актуальной проблемы напрямую связано с необходимостью его личностного развития. А уж если вы встаете на путь личностных изменений, то будьте готовы к тому, что вам придется осваивать вещи, для вас совершенно "неорганичные" и "чуждые вашей природе"  - ведь как раз она изменяется.


Субличности и модальности. Освоенная модальность - это определенное умение. Например, освоенная янская модальность дает умение проявлять нужную инициативу в нужное время, в нужном месте и нужном стиле. Освоенная модальность осуществления дает возможность долго и по видимости однообразно сосредоточенно работать, не отвлекаясь по сторонам, почти не уставая и не скучая при этом. Проработанный архетип Творения дает творческие способности, нестандартный подход к ситуациям.
Однако даже если у человека данный архетип проработан, это вовсе не означает, что он сумеет его активизировать в любой ситуации  - чаще всего освоенные человеком модальности "разбирают" разные субличности, которые  неохотно делятся своими умениями с другими субличностями.
Это видно уже у детей. Вот ребенок увлеченно и изобретательно портит домашнюю утварь - и куда девается все его творческое начало, когда надо делать школьное домашнее задание, например, писать сочинение на заданную учителем тему? Вот он часами сосредоточенно играет с кубиками - почему он не может с тем же сосредоточением мыть посуду?
Эта вода глубока. Причины такого нежелания могут восходить к миссии человека, к особому мнению его высшего "я". Но они же могут быть его грубыми непроработками, закрыв которые, он буквально выпрыгнет вверх и по эволюционной лестнице, и в своем социальном развитии, и в остальной жизни. Здесь всегда надо разбираться в каждом случае отдельно и иногда довольно долго. Вам это надо? Подумайте...


(предыдущая статья этой серии)
Ivolga
16.01.2013 05:33:57
Мариана, спасибо тебе за цикл статей по Полимодальной психологии, особенно за последнюю статью. В ней очень структурно и четко описан полимодальный терапевтический подход и его основные отличия от хирургической психотерапии. Теперь мне гораздо легче будет ответить человеку на вопрос о том, каким направлением психологии я занимаюсь и каковы его преимущества.