Блог

 Главная / Блоги / Наш практикум

Блог

Наблюдения звездочета о воспитании (1)

События ближайших недель могут не раз предложить вам роль воспитателя. О чем стоит подумать!

С темой воспитания сталкивается в своей жизни практически любой человек. Если у вас нет детей, воспитывать порой приходится весьма даже взрослое окружение.
Саму тему воспитания иногда так и разделяют: на детскую и взрослую, называя последнюю развитием. Для многих людей понятие «воспитание» крепко-накрепко прирастает к понятию «ребенок» и не может существовать рядом со словами «взрослый человек». Такие люди практически не способны на дружбу с ребенком и не умеют одернуть или указать на проступок взрослому.
Конечно, общение с ребенком и общение со взрослым существенно различаются. Но воспитание в той или иной форме нередко присутствует в обоих.

Тему воспитания можно разделить иначе - на формирование и исправление.

Сегодня - несколько наблюдений о воспитании-формировании.

stargazer4.jpg


Формирование
Формирование можно сравнить с уходом за растением или со строительством дома.
И хотя гуманистическая педагогика считает, что человеку надо только помогать расти - как садовод помогает расти и расцветать яблоне и груше - для достаточно большого количества людей такой взгляд может сослужить плохую службу.
Взгляд «садовода» на воспитание применим для людей, изначально обладающих достаточно высоким уровнем личности (в терминологии книги «Эволюция личности» А. Подводного - уровнем юношеской личности и выше) - когда у человека внутри действительно имеется сила, ведущая его по личной судьбе.

Другим людям больше подходит взгляд воспитателя-строителя, перед которым человеческая личность лежит в виде кубометра кирпичей, мешков с цементом и досок для стропил и наличников.
Такой воспитуемый больше нуждается в проекте-образце и прорабе-воспитателе, который сможет воплотить его в жизнь. Ни сил, ни знаний  о том, как расти самостоятельно, у него нет.
Если такой человек попадает к воспитателю-садоводу, последний, помучившись над диким растением, вынужденно становится селекционером. В результате нередко взращиваются плохо приспособленные к жизни растения. Так глупый учитель заставляет ученика зубрить непонятную тому историю и направляет учиться на историка. И потом такой историк годами увядает в скучных для него архивах, где хранятся рукописи на древних языках - ему известных, но абсолютно не интересных.


*
Черты характера далеко не всегда даны человеку изначально. Они формируются под воздействием среды (благодаря ей), против этого воздействия (несмотря на нее) и под сознательным управлением воспитателя.
Формированием тех или иных черт характера у своих близких занимаются - сознавая это или нет - практически все люди. Успех этого мероприятия зависит как от осознанности данного процесса, так и от устойчивости, упругости и податливости личности воспитуемого.
Вот несколько примеров.

Рассердившись на своего сына-проказника за очередной погром домашней утвари, отец уже не в первый раз называет ребенка «криворуким» и «ни на что не годным», тем самым подключая вполне даже успешного мальчишку к архетипу Криворукости и Негодности. Этим же он дает сыну в руки зубодробительный аргумент для следующих неловких неудач. «Я же криворукий, - подумает уже взрослый мужчина, уволенный за халатность - что с меня взять».

«Ты у меня такой красивый!» - говорит девушка своему любимому. И бледный щуплый паренек обретает не только уверенность в себе, но и действительно расцветает, напитавшись от архетипа Мужской Красоты.

Жена алкоголика и грубияна вынуждено вырабатывает в себе качества неблагополучия и покорности. Похоронив своего спившегося «воспитателя», она нередко ищет себе аналогичный сюжет - ибо Неблагополучие, пустившее в ее судьбе длинные корни, требует нужной себе пищи. И нередко такие люди, не желая повторений пережитого, тем не менее не могут уйти от темы и занимаются судьбами жен-алкоголиков или поддерживают антиалкогольные общества.

Мудрый отец, заметив, что для успешной учебы его активному ребенку не хватает усидчивости, сядет спокойно с ним за уроки и проведет так несколько вечеров, делясь своим умением выполнять долгую и не очень интересную работу.

_______
Пытаясь сознательно формировать те или иные черты характера или избегать этого, последите за своими словами и мыслями.
Нашкодившему ребенку уместнее сказать: «Ты совершил скверный поступок» - вместо слов «скверный мальчишка». Жене, надевшей умопомрачительное платье, можно сказать: «Какая ты у меня красивая», а не хвалить ее яркую одежду.

Многие люди - маленькие и большие, успешные и нелепые, счастливые и глубоко неблагополучные - нуждаются в воспитании практически всю свою жизнь. Более того, стремление сделать своего близкого совершенно самостоятельным и независимым человеком нередко ломает и его жизнь, и ваши отношения. Ибо нередко человек настроен на зависимость от вас, и он благодарен не только заботе, но и достаточно твердому указанию - как быть в конкретном случае и как ему жить дальше вообще.

Для детей излишняя самостоятельность чревата порой катастрофическими последствиями. Умение подростка говорить умные слова, зарабатывать деньги и управляться с современными гаджетами создает нам иллюзию их взрослости и мудрости. Но маленькие взрослые еще не выросли, их тела и души не созрели и не готовы справляться с вызовами этого мира.
Отпуская в жизнь своих близких, оставайтесь где-то рядом - ваша помощь может оказаться очень нужной!

Удачи!