Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Очерки полимодальной психологии (9). Миссия и фон жизни

Эта статья является продолжением статьи "Миссия человека".

Некоторых людей постоянно, а других время от времени волнуют вопросы такого рода: "Какова моя жизненная миссия? Для чего я по большому счету родился и живу? В чем мое основное жизненное предназначение?" Это вопросы глобальные, и они неявно предполагают, что нечто вроде главной цели жизни у человека есть - но ведь это недоказуемо? Однако доказывать нужно лишь то, в чем у человека априорно имеются сомнения - такова, например, теорема Пифагора. Вот нарисовал я прямоугольный треугольник, померил его катеты и гипотенузу - и кто его знает, окажется ли равной сумма квадратов катетов квадрату гипотенузы? А может, ее кубу? Вот тут и оказывается полезным доказательство, которое рассеет мои сомнения относительно нарисованного мной треугольника, а заодно и всех остальных прямоугольных треугольников.
А вот с миссией так не получается. Вроде у некоторых людей она несомненно имеется, и, старательно ее исполняя, человек достигает если не счастья, то глубокого удовлетворения от себя и своей жизни. Но это у него так - а вдруг у других по-другому? И как оно обстоит у меня лично?
Вопрос о миссии не принадлежит к числу праздных, или тех, которые служат естественным объектом человеческого любопытства, подобно экзотическим животным в зоопарке. Миссия объединяет всю жизнь человека, и если он хочет как-то ее сознательно постигать, то ему придется помыслить свою жизнь целиком - и внешнюю, и внутреннюю, а это большинству людей не слишком-то хочется. Как сказал один поэт в сорокалетнем возрасте: "Я себе двадцатилетнему руки бы не подал". Слишком много в прошлой жизни любого человека есть такого, о чем ему вспоминать не хочется: стыдно, неудобно, слишком драматично или, наоборот, чересчур прекрасно. Более того, некоторые воспоминания вообще вытерты из памяти заботливым, но коварным подсознанием, и извлечь их на свет сознания может быть практически невозможно: от них остается в лучшем случае некое смутное облако, но ничего конкретного. Однако миссия объединяет все субличности человека и все его периоды жизни, от младенчества до смерти, и, в частности, до текущего момента жизни.
Таким образом, получается некое противоречие. С одной стороны, в одном из полимодальных очерков я писал, что неправильно отождествлять себя нынешнего с собой десятилетней и тем более двадцатилетней давности - психологически это совершенно разные личности, и одна из них не несет моральной ответственности за другую. С другой стороны, взгляд на миссию предполагает синтез этих "личностей" начиная с младенчества и даже внутриутробного существования. Это противоречие отражает разницу во взглядах на человека и его судьбу и личность: психологический взгляд соответствует буддхиальному (ценностному) телу, а рассмотрение миссии - атманическому (духовному) телу - см. мою книгу "Тонкие тела".
Человеку, не лишенному стыда и совести, и, более того, направляющему свою жизнь в соответствии с положительным идеалом, трудно принять атманический взгляд на свою жизнь, который предполагает, что любое событие и любой поступок человека оставляет след на его миссии и, следовательно, искупить вину или грех перед собой невозможно. Однако рассмотрение миссии предполагает как раз атманический взгляд на свою жизнь, который сильно отличается от обычного каузального (событийного) взгляда, а также от буддхиального (ценностного, или позиционного) взгляда. В чем же разница?
С психологической точки зрения, подъем по телам соответствует спуску в глубины подсознания и увеличению абстрактности символов, описывающих соответствующие объекты и структуры. Например, рассмотрим ситуацию, когда мальчик тайком поедает банку варенья и сваливает вину на своего младшего брата. Как эта ситуация отпечатывается в каузальном, буддхиальном и атманическом телах? Приблизительно так (я привожу словесные описания, но им соответствуют определенные символы соответствующих тел).
Каузальный отпечаток: "Когда мне было 10 лет, незадолго до дня рождения, я тайком пробрался в кладовку и утащил оттуда поллитровую банку с земляничным вареньем, которое и съел тем же вечером, когда мой пятилетний брат уже уснул. Пустую банку я поставил около него и тихонько вымазал ему губы и щеки остатками варенья, пользуясь его крепким сном. Утром родители обнаружили это зрелище и наказали его, лишив давно обещанного подарка в форме трехколесного велосипеда. И хотя он кричал и плакал, что варенья не крал и не ел, ему не поверили. А мне было стыдно, но страшно признаться, и я этого не сделал."
Буддхиальный отпечаток: "В среднем детском возрасте я, будучи сладкоежкой, обманул своих родителей и подставил своего невинного брата".
Атманический отпечаток: "Я поддался соблазнам предательства близкого родственника, лжи и ублажения своего чрева".

Атманический язык тяготеет к мифологическому и изобилует абстрактными символами; каузальная конкретика в нем растворяется полностью. Но есть одна трудная задача, с которой атманический язык - на котором только и возможно описание миссии - справляется: это задача интеграции жизни человека в единое целое. Если смотреть с каузальной точки зрения (события, поступки, факты) или даже с буддхиальной (длительные процессы, ценности, позиции), то жизнь человека не объединяется в единое целое никак, особенно если рассматривать не только социально-значимые, но все личностно-значимые моменты и аспекты его жизни. И сказанное относится не только к "простым" людям, никак в социуме не выделившимся, но и к знаменитостям, чья жизненная миссия вроде бы очевидна - но это так, лишь если смотреть с точки зрения социума. А с точки зрения самого человека, его профессия, карьера, общественное признание - всегда лишь часть, один из аспектов его жизни, важный, но никогда не единственный. Есть темы личной и семейной жизни, путешествий, дружбы, развлечений, хобби, болезней, фантазий и ожиданий от жизни, и все они важны для индивидуальной миссии. Но как их соединить? И каким единым языком можно описать столь разные явления?
Вот, например, жизнь Ван Гога, одного из самых знаменитых в ХХ веке художников, основателя экспрессионизма, повлиявшего на все изобразительное искусство ХХ века. Неплохое описание миссии художника, не так ли? Но ведь жизнь Ван Гога-человека вовсе не сводилась к написанию картин. В молодости он был проповедником в поселке шахтеров; он написал множество писем своему брату Тео, где проявился как незаурядный теоретик живописи и мыслитель; он имел крайне неудовлетворительную личную жизнь, чаще всего с проститутками, и даже был какое-то время женат на одной из них; всю жизнь прожил в крайнем аскетизме, отказывая себе и в питании, и в медицинских услугах - все деньги, которые посылал ему брат, тратил на краски и холсты; пытался организовать сообщество близких ему по духу художников, работающих на будущее; регулярно пил абсент и писал свои картины в измененном состоянии сознания; много болел, был в конце жизни полусумасшедшим и покончил с собой, застрелившись. И у меня нет сомнений, что все эти обстоятельства имеют прямое отношение к его миссии.
И когда, другой пример, успешный музыкант говорит о себе: "Вся моя жизнь - это музыка, и только она", - он сильно упрощает истинное положение вещей и обедняет представление о своей миссии. Миссия проявляется в особом, индивидуальном для каждого человека, тонком силовом поле, которое окружает его постоянно и во всех без исключения его жизненных ситуациях - как во внешнем мире, так и во внутреннем - и дает человеку определенный акцент на восприятии мира и мотивах его поступков. И миссия объединяет всю жизнь человека, все периоды его жизни, все его поступки, желания и мечты - но как? Определенной уникальной для каждого человека энергетической окраской, которая весьма абстрактна по своему содержанию, если пытаться выразить его человеческими словами.
Миссия человека проявляется не столько в его поступках, достижениях и ценностях, сколько в абстрактных темах, которые его глубоко волнуют, будят его воображение, вдохновляют или вызывают резкий протест. Эти темы могут входить в его жизнь по-разному: одни изнутри, как врожденный интерес, другие же вследствие жизненных обстоятельств, которые не оставляют его равнодушным: глубоко интересуют и радуют или, наоборот, неискоренимо тревожат (нередко и то, и другое сразу).
Однако темы, имеющие отношение к миссии, должны быть достаточно абстрактными, чтобы охватывать всю жизнь человека - во всяком случае, всегда присутствовать в его подсознании. Но как можно представить себе такие темы? Существуют ли они в принципе? Конечно, если брать текущую (каузальную) жизнь человека, его сиюминутное внимание, то таких тем нет и быть не может: все-таки в разные моменты своей жизни человек занимается совсем разными и не связанными друг с другом вещами: учится, работает, влюбляется, путешествует по разным местам, подметает пол или прихорашивается перед зеркалом. Но это - то, что отражается в нашем сознании; а в подсознании творятся совсем другие вещи, и чем глубже в подсознание, тем более абстрактным и более синтетичным предстает его содержание.
Важный пример такого глубинного синтеза дает нам астрология. Человеку, желающему понять принцип равновесия на философском уровне, нужно основательно продумать шесть видов противоречий, которые являют собой противоположные знаки Зодиака: Овен-Весы, Телец-Скорпион, Близнецы-Стрелец, Рак-Козерог, Лев-Водолей и Дева-Рыбы.
Например, что такое проработка оппозиции планет, стоящих в знаках Овна и Весов? Она включает в себя, кроме всего прочего, нахождение баланса между принципами неудержимого порыва (Овен) и динамического равновесия (Весы). На обычном языке это означает необходимость балансировать стабильно-равновесную часть природы человека (Весы) с авантюрно-вдохновенной частью его природы (Овен). На картинке гороскопа эта тема обозначена откровенно - линией, соединяющей планеты в Овне и Весах, а вот как она проявляется в жизни? Чаще всего - по видимости никак не связанными друг с другом периодами его спокойно-уравновешенной стабильной и, наоборот, энергично-авантюрно-легкомысленной жизни. Как в знаменитом фильме: "Украл, выпил - и в тюрьму".
И совсем иной баланс предлагает нам оппозиция Телец-Скорпион. Плотная материальность против тонкой магии, например, кирпич против гипноза - это лишь один из многих вариантов толкования этой оппозиции.
Аналогично, на атманические связи показывают оппозиции домов гороскопа: первого и седьмого, второго и восьмого, ..., шестого и двенадцатого. Что связывает друг с другом сюжеты семейной жизни и отношений человека с его начальником? Планетарная оппозиция четвертого и десятого домов показывает на подчеркнутую в жизни хозяина гороскопа связь между этими темами. А вот символическая оппозиция этих домов (то есть тот факт, что в любом гороскопе они стоят напротив друг друга) намекает на существование особой глубинной структуры в психике любого человека, связывающей семейный (четвертый дом) и "начальственный" (десятый дом) сюжеты. Психологи об этом могут и не подозревать, а астрологам это известно давно, хотя какими именно психическими механизмами обеспечивается эта связь, неизвестно (по моим сведениям) пока никому.
Поэтому можно предположить, что основные сферы человеческой жизни (дом, семья, работа, друзья, различные межличностные отношения, социализация, развитие и болезни физического тела и т. д.) в глубине подсознания интимно связаны, так что события и процессы в одной из этих областей не остаются незамеченными и неотреагированными в остальных. И то же можно сказать о влиянии прошлого на настоящее и настоящего на прошлое: оно гораздо серьезнее, чем это может показаться при поверхностном рассмотрении. В самой глубине подсознания время как бы останавливается, а точнее, все процессы рассматриваются в их целостной глобальной динамике.
В общем можно сказать так: по мере углубления в подсознание и приближения к жизненной миссии соответствующий язык описания становится все более абстрактным и синтетичным. Предположительно, в глубине подсознания обитают высшие архетипы и их сочетания друг с другом, поверхностно окрашенные социальными архетипами и индивидуальными особенностями (склонностями) человека. А в самой глубине подсознания семьи высших архетипов синтезируются, становясь аспектами универсальных высших архетипов. В глубинной психологии (см., например, исследования С. Грофа, отраженные в его книге "Опыт человеческого бессознательного: исследования с помощью ЛСД" ) давно фиксировано, что в глубинах подсознания происходит не только обобщение частностей, но и синтез весьма абстрактных противоположностей, в том числе таких, синтез которых представить сложно, например, добро и зло; потенциальность и актуальность; инь и ян; радость и страдание; индивидуальность и общество; Бог и человек; прошлое, настоящее и будущее. Непосредственно ощутить и пережить такого рода синтез можно лишь в повышенном состоянии сознания, а для обычного состояния приходится довольствоваться описаниями типа: "тема добра и зла", "реализация таланта", "активность и адаптивность", "основные эмоциональные реакции человека на мир", "социализация", "религиозность", "динамика процесса". Однако и такого рода описания, лишь подводящие к универсальным архетипам, могут быть весьма полезными при изучении глубин подсознания и жизненной миссии человека.

Как же можно описать миссию, не апеллируя к индивидуальному мистическому опыту человека - значение которого я, впрочем, нисколько не умаляю. Точнее: как можно приблизиться к пониманию и осознанию миссии? Ниже я предлагаю подход, который не является ни единственным, ни гарантированно успешным. Я, однако, верю, что некоторым людям он вполне способен помочь продвинуться в этом направлении и во всяком случае лучше понять себя и свой ритм жизни.

Глобальная жизненная тема
Миссия манифестирует себя по-разному, причем она проявляется и во внутреннем мире, и во внешнем. Но наиболее характерным для нее проявлением является глобальная жизненная тема человека, одновременно абстрактная и весьма дифференцированная. Как же она выделяется среди прочих сюжетов его жизни?
Глобальная жизненная тема глобальна в двух отношениях - в отношении человеческой жизни и в отношении противоположностей. В отношении жизни она глобальна в том смысле, что существует, в активном (осознанном) или потенциальном (подсознательном), состоянии всю его жизнь и касается всех областей его жизни. В отношении противоположностей эта тема глобальна в том смысле, что если она включает в себя некоторое понятие, то и противоположное понятие обязательно включено в эту тему.
Важное обстоятельство состоит в том, что глобальная жизненная тема человека хотя и весьма абстрактна, но в то же время всегда резко индивидуальна. Как же абстрактная тема может быть индивидуальной? Это достигается обилием (абстрактных же) оттенков, ей свойственных.
Вот, например, Анастасия. Она - ярко выраженная демонстративная личность, ей постоянно надо демонстрировать себя и свои достоинства окружающим. Мы скажем, что глобальная тема ее жизни - это самовыражение. Если она не выражает себя перед обществом, она к этому прямо или косвенно готовится. Если же (в редкие моменты ее жизни!) не происходит ни того, ни другого, то она вспоминает свои прошлые моменты самовыражения и купается в былых аплодисментах и восхищении. Но это описание никак не индивидуализировано. А чтобы его индивидуализировать, надо сделать ряд уточнений (заметьте: тоже абстрактного характера):
- Анастасия любит в первую очередь выражать свои эмоции, причем по жизненным поводам;
- если Анастасии нужно выразить мысль, то она сделает это кратко и метафорично, а мысль будет ею тщательно продумана;
- Анастасия ценит только самовыражение перед живой публикой (она прирожденная театральная актриса), причем малознакомой или вовсе незнакомой;
- Анастасии очень важен ее внешний вид; она понимает свою жизнь как исполнение ролей, в которые надо войти посредством специальной одежды и грима;
- Анастасия любит подчеркнуто женские образы, но в своем самовыражении всегда ставит себе конкретные цели;
...
Этот список может быть продолжен, и в итоге получается уникальный вариант демонстративной глобальной жизненной темы, свойственной нашей героине и только ей одной.
Другой пример - из литературы. Помните Адама Козлевича из "Золотого теленка" Ильфа и Петрова? Вот как авторы описывают пристрастия этого человека, вора по своему призванию (читай - глобальной жизненной теме):

"Старая жизнь Адама Козлевича была греховна. Он беспрестанно нарушал уголовный кодекс РСФСР, а именно статью 162-ю, трактующую вопросы тайного похищения чужого имущества (кража). Статья эта имеет много пунктов, но грешному Адаму был чужд пункт "а" (кража, совершенная без применения каких-либо технических средств). Это было для него слишком примитивно. Пункт "д", карающий лишением свободы на срок до пяти лет, ему также не подходил. Он не любил долго сидеть в тюрьме. И так как с детства его влекло к технике, то он всею душою отдался пункту "в" (тайное похищение чужого имущества, совершенное с применением технических средств или неоднократно, или по предварительному сговору с другими лицами, а равно, хотя и без указанных условий, совершенное на вокзалах, пристанях, пароходах, вагонах и в гостиницах).
   Но Козлевичу не везло. Его ловили и тогда, когда он применял излюбленные им технические средства, и тогда, когда он обходился без них: его ловили на вокзалах, пристанях, на пароходах и в гостиницах. В вагонах его тоже ловили. Его ловили даже тогда, когда он в полном отчаянии начинал хватать чужую собственность по предварительному сговору с другими лицами".

Это описание дает почти рельефный и уникальный портрет героя - а точнее, его глобальной жизненной темы; вероятно, не единственной теме в жизни Адама, но неуклонно сопровождавшей его по жизни, если верить авторам романа.

А теперь важное замечание: глобальные жизненные темы часто прячутся в фоне жизни человека, а не в конкретных его поступках и жизненных обстоятельствах. И этот фон частично происходит из внутренних установок человека, а частично провоцируется (но не диктуется!) его внешними обстоятельствами. Поэтому поговорим о фоне жизни человека - глобальном фоне.

Глобальный фон жизни
Глобальный, или атманический, фон жизни человека это то, что сопровождает его всю его жизнь - хотя далеко не всегда осознается им. Строго говоря, глобальный жизненный фон регистрируется (и создается) подсознанием, а насколько часто и насколько четко он проступает в сознании и может быть воспринят и осознан человеком - это большой вопрос. Однако для некоторых людей этот вопрос приобретает большую важность, и в частности, при попытках понять и реализовать свою миссию.

Фоновые проблемы. Кому нужно понимать и сознательно корректировать общий фон своей жизни? В первую очередь, людям, которые заинтересованы не столько в решении своих конкретных проблем, сколько в определенном изменении своей жизни целиком, если она кажется им технически неправильной, или порождающей слишком много проблем, или этически неверной и т.д.
Фон жизни - это энергия архетипа, который практически всегда в жизни данного человека присутствует; по крайней мере, подсознание человека эту энергию всегда в себе или в мире ощущает или хотя бы предполагает.
 Какие же возможны проблемы, связанные с имеющимся у человека фоном? Общая сложность, связанная с фоном, заключается в том, что он как бы размазан по пространству (внешнему или внутреннему) и слишком ясно его рассмотреть не удается - как туман, он проходит между пальцами. Тем не менее, он весьма ощутим для подсознания и, более того, во многом является для последнего более существенным фактором, чем отдельные события, частные обстоятельства и т.п.
Распространенные проблемы, связанные с глобальным жизненным фоном, следующие.
1. Фон неправильный - то есть должен быть совсем другим.
2. Фон искаженный - то есть в основном правильный, но нуждающийся в коррекции типа добавления или изъятия каких-либо влияний (оттенков, обертонов).
3. Фон чрезмерный - это ситуация, когда энергия фона чересчур сильна, и ее нужно ослабить в целом или научиться регулировать применительно к ситуации.
4. Фон недостаточный - слишком слабый.
5. Неустранимый фон - распространенная проблемная ситуация, когда сильное влияние данного фона принудительно распространяется на ситуации, где он явно противопоказан, вредоносен, контрпродуктивен.

Фон жизни и миссия. Фон жизни в целом чаще всего прямо связан с жизненной миссией человека. Таким образом, коррекция фона по сути есть работа с миссией - и потому одновременно ответственна и тонка. Однако можно быть уверенным в том, что по-настоящему серьезные и многолетние проблемы человека всегда связаны с его фоновыми проблемами, и не решив вторые, не удается решить и первые.
Можно рассматривать работу с жизненным фоном как важную саму по себе, или по ее психологическим последствиям, а можно смотреть на нее как на инструмент работы с жизненной миссией.

Примеры глобальных жизненных фонов 
Фобический фон. Этот человек всегда чего-то боится или опасается, в том числе иногда вещей почти фантастических, и эти страхи занимают существенное место в его сознании - хотя странным образом далеко не всегда оказывают влияние на принятие им решений.
Однако это описание явно недостаточно - здесь не хватает важных для коррекции фобии (и для понимания миссии) подробностей. Наблюдения могут показать, что фобический фон является, например, иньски-фобическим - такой человек опасается неблагоприятных или откровенно агрессивных воздействий, но при этом совершенно не боится причинить вред кому-то (в том числе и себе) путем активных действий.
Творительно-фобический фон - этот человек боится неожиданных неприятностей, вреда от непредвиденных или просто незнакомых ситуаций, которые, по его мнению, могут случиться в любой момент - и чисто логически мысля, ему трудно возразить. Однако есть некий усредненный "разумный" уровень тревоги в связи с неопределенностью будущего, и у этого человека этот уровень существенно выше, нередко проявляясь в откровенном неврозе.
С точки зрения миссии, человеку следует бояться вполне определенных вещей и ситуаций - тех, которые идут поперек его миссии или ее существенно утяжеляют, опуская по эволюционному уровню. Поэтому чересчур широкое фобическое поле означает размытие его внимания и невозможность сосредоточиться на существенных для него угрозах.
Благодушный фон. Этот человек обычно стоит на позиции "Что Бог ни делает, все к лучшему". Но не всегда такой фон хорош; если он является чрезмерным или неустранимым, то нередко ведет к самопотаканию и потаканию злу в сфере ответственности данного человека.
Не меньшая неприятность возникает, если этот фон является недостаточным, но необходимым для реализации миссии человека. Тогда самооправдание "Но я же добрее и терпимее многих" не срабатывает - это так, но для данного человека этого недостаточно.
Критический фон. Этот человек всегда подозревает недоработки в окружающей его реальности, да и в самом себе - и чаще всего их находит. Однако, как и в случае фобического фона, здесь важны подробности - чаще всего критическая модальность у данного человека идет в сочетании с другими (например, иньской, или локальной, или символической), и это помогает при процедурах коррекции этого фона, что остро необходимо, если он является чрезмерным и тем более неустранимым.
С точки зрения миссии, человек должен быть критичен очень избирательно, и если ему этой избирательности не хватает, то он не может на своей миссии сосредоточиться - сравните с описанием фобического фона.
Партнерский фон. Этот человек постоянно взаимодействует с партнером - или фактически, или в своем воображении (при этом воображаемый партнер может иметь реальный прототип, а может и не иметь). "Я сделала для него все", "Я отдала (посвятила) ему всю свою жизнь" - так женщина с партнерским фоном нередко говорит про своего ребенка, или мужа, или многолетнего любовника, так и не женившегося на ней. Но коррекция фона - явно патологического с "нормальной" точки зрения - в данном случае может идти не по линии ослабления партнерского фона как такового (совет типа: "Займись наконец собой, а не другими!" ) - а в направлении более внимательного выбора партнера и способа отношений с ним - например, типа и форм служения ему. Например, мысль о ребенке может идти в направлении его одежды (покрасивее, потеплее), а может - в плане его физического развития (гимнастика, танцы, спорт).

Упражнение 1. Определение жизненного фона.
Как уловить свой жизненный фон и связанные с ним проблемы? Попробуйте ответить на следующие вопросы, и что-то, возможно, у вас в сознании и вырисуется.
1. Какое слово и с какой интонацией вы произносите чаще всего?
2. Какая мысль сопровождает вас почти всегда?
3. В чем упрекают вас ваши близкие, друзья, любимые, и какие их претензии повторяются из года в год, из десятилетия в десятилетие?
4. Какая мысль вас неизменно поддерживает вот уже много лет (вероятно, с детства)?
5. Какое обстоятельство (внешнее или внутреннее) постоянно отравляет вам жизнь?
6. Если бы вас попросили нарисовать картину вашей жизни, в каких красках вы бы ее написали? Каково для вас символическое значение этих красок?

Глобальные жизненные темы и архетипические семьи 
Стоит сказать "красота" -
и уродство вылезет из угла;
молвишь только "добро" -
и зло усмехнется в окно.
Лао-цзы

Глобальный жизненный фон обычно осознается человеком, хотя далеко не все люди придают ему существенное значение. Однако параллельно с явным, то есть осознанным, фоном, в подсознании обычно имеется и неявный, редко осознаваемый, но тем не менее имеющий существенную роль для психики противоположный фон, а точнее, архетип.
Во всяком случае, если мы говорим про глобальную жизненную тему и обнаруживаем, что ей соответствует явный глобальный жизненный фон, определяемый своим архетипом, то можно быть уверенным, что и противоположный (шире говоря, родственный) архетип тоже в психике представлен и играет в ней существенную роль.
Архетип данного фона обычно имеет родственные ему архетипы, которые в совокупности образуют замкнутую семью; таковы, в частности, фоны, соответствующие некоторым социальным и всем высшим архетипам: красота и уродство, добро и зло, янский и иньский; локальный и глобальный; и т.д. И наличие в жизни человека архетипа (фона) из определенной семьи предполагает активность в его жизни и других архетипов этой семьи, и их влияние в его жизни ощутимо и важно для процедур фоновой коррекции. Далее мы рассмотрим некоторые архетипические семьи и связанные с ними особенности жизни и проблемы человека.
Уязвимость и Защищенность. Соответствующие этим архетипам жизненные фоны, то есть фобический и благодушный, мы уже рассматривали. Отсюда вытекает важный психологический вывод: если один из этих архетипов в психике глобален, то в ней играет важную роль и противоположный. Иными словами, если человеку кажется, что он вечно чего-то боится, то это означает, что он регулярно (хотя бы подсознательно) думает о защите, вымышленной или реальной.
Понятно, что ни один человек не застрахован от несчастий; но и никто не является уязвимым в каждый момент времени. Однако диада "уязвимость-защищенность" как глобальная жизненная тема присутствует далеко не у всех людей. Чувствуете ли вы ее у себя? у своих близких?
Активность и адаптивность. Этим понятиям соответствуют архетипы Ян и Инь. Но какой из них определяет глобальный жизненный фон человека? Ответ на этот вопрос не так прост, и на статистику здесь полагаться не стоит. Правильнее здесь поставить вопрос так: "Кто ради кого?"
Дело в том, что в жизни любого человека в одних ситуациях активен янский архетип, а в других - иньский, и тотально янских, как и тотально иньских индивидуумов в природе не встречается (хотя некоторые и склонны создавать подобную видимость). Но глобальный жизненный фон человека определяется энергетическим принципом, которым постоянно озабочено его подсознание.
Как может выглядеть ситуация, когда глобальным жизненным фоном человека является активность (архетип Ян)? Этот человек ощущает себя на месте, когда он реализует тот или иной свой план или проект, недвусмысленно воздействуя на мир, им управляя, его улучшая, корректируя или творя заново. Если же ситуация складывается так, что это невозможно, и человеку приходится адаптироваться к имеющейся ситуации (Инь), то он подсознательно (иногда и сознательно) воспринимает эту ситуацию как подготовительную к будущей янской ситуации, например, как неизбежную в любом процессе паузу, когда можно собраться с силами, необходимыми для будущей активности.
Иными словами, в янских (для себя) ситуациях этот человек живет, получая глубокое удовлетворение от своей активности, а свои иньские ситуации он как бы пережидает, стараясь извлечь из них пользу для будущего, но сами по себе они его не волнуют или вызывают протест. Его жизненную философию можно сформулировать так: "Ян самоценен, а Инь существует для Ян". Так воин, реализующий себя в битвах, смотрит на процесс излечения от ран, полученных на поле сражения.
Этот человек всегда чувствует необходимость в какой-либо активной деятельности, и причины этого скрыты глубоко. А без нее он чахнет и глубоко переживает свою никчемность. Если янский фон чрезмерен, он может привести к болезням и ранней смерти. Важно, чтобы человек уточнил этот свой фон, чтобы точнее попасть в рамки своей миссии, и понял, какими качествами должна обладать его деятельность - например, осознать и сформировать свой фон как милосердно-активный или эстетически-активный, или осуществительно-эстетически-активный и т.п. (вспомните Адама Козлевича).
Совсем по-другому живет и ощущает себя в мире человек, чей глобальный жизненный фон является адаптивным (иньским). Для него самоценны моменты расслабления, отсутствия инициативы и ответственности, ситуации адаптации к разным жизненным условиям - иногда, кстати говоря, весьма суровым. Он с удовольствием расскажет, в каких немыслимых условиях он жил и выжил, какие травмы получил, каким хирургическим операциям подвергся. Ситуации, где ему надо проявить активность, взять на себя инициативу и недвусмысленно заявить и реализовать свою волю, этот человек недолюбливает и воспринимает как печальную необходимость, или же как инструменты для того, чтобы снова погрузиться в родную иньскую стихию. Так ленивая красивая девушка собирается с духом и энергично завлекает в свои сети богатого жениха, с тем, чтобы, выйдя замуж, спокойно расслабиться на его сытых харчах.
Заметьте: есть люди, у которых ни активность, ни адаптивность не является глобальным жизненным фоном, то есть архетипы Ян и Инь в их жизненной миссии не акцентированы. Но если хотя бы один из этих архетипов представлен в психике глобально, то и другой тоже для нее весьма существенен. Иными словами, не может быть глобальной жизненной темы "Активность" или "Адаптивность", а возможен лишь комплексный вариант: "Активность-адаптивность", - при том, что на одном из этих архетипов в миссии сделан больший акцент, а на другом - меньший.
Правило - нарушение. Выше мы рассматривали критический фон. Как можно помыслить его архетип и противоположный архетип? Критика подразумевает нарушение некоего правила, или отклонение от образца. Соответственно противоположным к архетипу Критики является архетип Правила (или Образца). Отсюда можно сделать вывод, что если у человека есть глобальный критический фон, то в его подсознании активен и архетип Правила, к которому человек очень внимателен и прислушивается. Это значит, что он не только критикует, но и постоянно формирует у себя различные правила или образцы, и эта деятельность его подсознания может быть незаметной как для окружающих, так и для него самого, но для его психики (и в конечном счете поведения) она очень важна.
Я и партнер. Выше был рассмотрен глобальный партнерский фон, который предполагает постоянную концентрацию человека на своем партнере. Какой же архетип является противоположным к архетипу партнера? Очевидно, это архетип Эго, то есть собственного "я" человека. Поэтому глобальная жизненная тема с психологической точки зрения должна в данном случае формулироваться как "Мои партнеры и я", но не как "Мои партнеры" или "Мой единственный партнер".
Из сказанного вытекает неочевидный вывод: нельзя познать партнера, не познав самого себя - пусть не до конца, но хотя бы в некоторой степени. Люди, пытающиеся "раствориться" в партнере и жить его жизнью, преданно ему служить и т.п., но не обращающие внимания на собственное "я", удовлетворения от своего служения не получают.
Красота и безобразие. Есть люди, которые все в жизни рассматривают в первую очередь с точки зрения эстетической: красиво - не красиво. Однако какой из архетипов Красоты и Уродства представлен в атманическом теле как главный? Ответ здесь можно получить, внимательно изучая реакции человека на красивые и безобразные объекты и выяснив, что же дает ему ощущение радости и полноты жизни: свидетельствование красоты или же обнаружение уродства?
Если безобразие является глобальным жизненным фоном, то подсознание вполне может скрывать эту истину от человека, тщательно маскируя эстетическими интересами его влечение к безобразному. Но в любом случае глобальная жизненная тема здесь формулируется как "Красота и безобразие", включая оба архетипа, но не какой-то один из них.
Консерватизм и Перемены. Это два противоположных архетипа, каждый из которых вполне может определять глобальный жизненный фон.
Консерватизм как образ жизни предполагает ее следование определенным канонам, правилам и планам, а также ее предсказуемость - по крайней мере, в главных чертах. Архетип Перемен, наоборот, предполагает вечную изменчивость и неповторимость всех жизненных ситуаций и потому ограниченную (а то и отрицательную) ценность планирования и жизненного опыта.
Жизнь крестьянина и ремесленника симпатизирует консерватизму, а судьба путешественника - переменам. Казалось бы, пожарники и работники скорой помощи должны по глобальному жизненному фону находиться под архетипом Перемен - но так ли это? Как и выше, все определяется тонким, находящимся в глубине подсознания, атманическим приоритетом, который в данном случае звучит как ответ на вопрос: "Что ради чего? Перемены ради консерватизма или консерватизм ради перемен?"
Чтобы пояснить этот выбор, представим себе путешественника, готовящегося к очередной опасной экспедиции. В процессе подготовки у него будет мало неожиданностей и перемен, но зато много вполне консервативных (предсказуемых) дел и препятствий, которые ему довольно скучны - но необходимы, чтобы отправиться в путь и там не погибнуть.
Наоборот, директор в целом идеально функционирующего завода будет время от времени сталкиваться с форс-мажорными непредвиденными ситуациями, которые потребуют от него изменения привычного образа действий, и он на них скрепя сердце пойдет - но лишь ради обеспечения общей стабильной и бесперебойной работы своего завода.
Иными словами, глобальная жизненная тема в обоих случаях звучит, например, так: "Постоянное и переменное", и подсознание озабочено обоими этими явлениями, хотя и в разной степени.
Любовь - нелюбовь. Есть люди, "повернутые" на теме любви. Для них любовь является основным интересом жизни, они ею живут и в основном только о ней и думают. Каков же противоположный любви архетип? Это не ненависть, отнюдь. Это скорее равнодушие, отсутствие любви, нелюбовь. И такой человек очень остро и тонко отмечает людей, живущих в нелюбви, и ситуации, любви лишенные. И, будучи в какой-то период своей жизни любви лишен, этот человек несчастен и отсутствие любви в его жизни становится для него проблемой, и большой. И он способен на большие жертвы, страдания, унижения, обман и самообман лишь бы любовь в своей жизни получить и сохранить.
И выход здесь не в том, чтобы как-то отвлечься от этой темы, если любовь приносит одни несчастья, а скорее в том, чтобы изменить свое понимание любви и чувствование ее.

Упражнение 2. Глобальные жизненные темы.
Для каждой из нижеперечисленных архетипических семей подумайте: какие эффекты обнаружатся в жизни человека, если у него в глобальном жизненном фоне активен один из ее архетипов? и как этот человек будет относиться к активизации другого архетипа этой семьи?
1. Дисциплина; Свобода.
2. Порядок; Хаос.
3. Добро; Зло.
4. Управление; Повиновение.
5. Гедонизм; Аскетизм.
6. Гордость; Смирение.
7. Скромность; Важность.
8. Религиозность; Атеизм.
9. Романтизм; Практичность.
10. Эгоизм; Служение Миру.

Миссия как фон. Когда миссия человека реализуется как фон его жизни, а когда - через конкретные его поступки или переживания?
Рискну утверждать, что миссия всегда реализуется через фон жизни человека, а конкретные события - не более чем опоры, на которых она, так сказать, висит, подобно сушащейся рыболовной сети. Возьмется ли кто-то утверждать, что миссия Пушкина состояла в том, чтобы написать "Руслана и Людмилу" и "Евгения Онегина"? Причем именно так, как они написаны великим поэтом, т.е. с точностью до строчки? Это, на мой взгляд, было бы слишком подробно и ограничивало свободу творчества поэта. Скорее, его миссия включала в себя создание языка, на котором потом много лет разговаривали русские люди - но ведь это делается не конкретными поэмами, или лирическими стихами, или прозой "Повестей Белкина". Сам поэт говорил о вдохновении, которое его посещает в минуты творчества:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

Это и описание психологического состояния поэта, и силы, определяющей его поведение. И понятно, что это состояние и сопутствующая ему сила относятся к фону жизни, а не к конкретным ее событиям и не к результатам поэтического творчества. Несколько иначе выразил ту же мысль Иосиф Бродский:

Так страницу мараешь
Ради мелкого чуда.
Так при этом взираешь
На себя ниоткуда.

Это, отче, издержки
Жанра (правильней - жара).
Сдача медная с решки
Безвозмездного дара.

Здесь под "безвозмездным даром" поэт явно подразумевает свой талант, а "жар" - это вдохновение, то есть  отстраненное от себя самого состояние, результатом (сдачей с) которого является медная монетка - конкретное сочиненное стихотворение.

Впрочем, суждение о фоновом характере миссии - это не более, чем лично мой взгляд на вещи. Но тут трудно найти объективную истину, и для кого-то жизненная миссия Иммануила Канта состоит именно в его "Критике чистого разума", а не в особом состоянии сознания, в котором творил великий философ, составлявшем существенную часть фона его жизни.

___
Ирина Назарова
29.09.2015 05:29:28
Горячая просьба продолжить образные аналогии
Спасибо, Авессалом, за статью - она  архи своевременна для меня. Как и всегда, целиком  в один присест прочитать не могу - каждый прочитанный абзац требует трудного для меня осмысления и обдумывания, порождает множество направлений для мысли. Пока горячая просьба - продолжить образные аналогии оппозиционных пар знаков Зодиака. Образ пары "Кирпич и гипноз"  (Телец - Скорпион) сияет и переливается в моем восхищенном сознании разноцветными бликами и пронзительными лучами! Горячо волнует образ пары Водолей - Лев (мало того, что оппозиция стоит в моей натальной карте -  она включена у меня и фоново, и событийно, на данный момент еще включилось и острое воспаление этой темы в парных отношениях.
Авессалом
29.09.2015 12:48:28
Спасибо, Ирина, за отзыв. smile:)
Насчет оппозиций и других отношений в Зодиаке - это серьезная тема, я сейчас о ней думаю. 
Лев - Водолей - огнемет против бури.
Алексей
29.09.2015 14:10:23
Кирпич и Гипноз
я статью пока не успел прочитать, но увидел в комментарии о Тельце и Скорпионе: кирпич и гипноз. могу сказать только: вау!...
как же классно!
Мария
29.09.2015 08:44:35
smile:) Огромная благодарность Авессалому за своевременную статью, она как лучи восходящего солнца дали очертания всем частям жизни. Послышались первые птичьи свирели, и ощущение пробуждающейся природы дало дыхание новому дню.
Роза
29.09.2015 15:51:07
Миссия и Фон жизни
Спасибо большое, как всегда много чего есть обдумать. По ходу возник вопрос, правильно ли я понимаю, что если активный фон Ян, то  большинство времени человек будет проводит на фоне Инь, т.е. стремиться к Ян, а жить на фоне Инь и наоборот?
Авессалом
29.09.2015 23:38:33
Необязательно. Может быть по-разному.
Майя
29.09.2015 16:47:06
Спасибо вам, Авессалом и за статью и за объяснение, к которому привлекли астрологические понятия и термины. Для меня именно ваши четкие формулировки и манера изложения всегда были самым исчерпывающим объяснением.

Если когда-нибудь сочтете возможным перевести на язык полимодальной психологии действие квадратуры, буду безмерно благодарна.
Елена
30.09.2015 14:54:14
С темой личной жизненной миссии многократно "приставала" к знакомым астрологам и получала единственный смущенный ответ: "Так ты по ней и живешь!" И вот, наконец-то, реальный инструмент осмысления оной. Большое белорусское дзякуй Авессалому. Буду продолжать процесс самокопания на новом уровне...smile;)
Алексей
30.09.2015 16:11:57
комментарий
Спасибо огромное, Авессалом, за  ваши статьи и за эту в частности! Каждая статья как будто  приоткрывает завесу над тайной в той или иной области жизни, психики, проясняет многие вопросы, касающиеся подсознания. Очень помогают ваши книги привести свою жизнь в порядок! Каждая статья, словно лепесток цветка - постепенно выстраивается целостная картина жизни!)
Надежда
03.10.2015 22:58:05
Спасибо, Авессалом, за Ваши статьи! Они мне всегда помогают. Полностью присоединяюсь к комментарию Алексея. Я часто привожу свою жизнь в порядок, читая именно Ваши статьи. Нахожу много ответов на свои не высказываемые вопросы, набираюсь понимания и сил.