Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Примарная астрология. Дома (2) - Поля дифференциации

Мы переходим к рассмотрению холистической семьи, состоящей из Глобального и Локального архетипов, и чередования этих архетипов в примарном Зодиаке. Нетрудно заметить, что при переходе от данного знака к следующему (см. табл. 1 в предыдущей статье) в половине случаев происходит смена архетипа холистической семьи, а в половине случаев такой смены не происходит. Таким образом, мы можем поделить все зодиакальные поля на 4 группы: 
глобальные поля - это Кит, Гидра и Змееносец; 
локальные поля - это Орион, Волопас и Микроскоп; 
поля дифференциации - это Персей, Чаша и Орел; 
поля интеграции - это Рысь, Волк и Пегас. 
Основной характеристикой поля является пара изменяющихся в нем архетипов, так что в случае глобальных полей это диалектические смены, а в случае локальных полей - диадические; сохраняющийся в пределах данного поля архетип дает ему соответствующую окраску, но не определяет его основной сути. Так, например, основное содержание поля Кита (Рыбы-Овен) определяется сменой архетипа Растворения на Творение (и в меньшей степени - Инь на Ян), а Глобальный архетип, характеризующий и Рыб, и Овна, дает лишь окраску этому полю. Какую именно, мы рассмотрим несколько позже.

Поля дифференциации
Мы переходим к рассмотрению полей дифференциации - это Персей (Овен-Телец), Чаша (Лев-Дева) и Орел (Стрелец-Козерог), в которых происходит смена архетипов холистической семьи - Глобального на Локальный, а также диадической семьи - Ян на Инь. Второе (диадическое) влияние является вторичным (мы рассмотрим его позже) и скорее стилистическим, а основным содержанием полей дифференциации является указанная холистическая смена. В чем же она выражается?
От целого - к части или элементу. Смена Глобального архетипа на Локальный означает переход от целого к части (аспекту, элементу), и это важная часть человеческой деятельности, в частности, деятельности человеческого ума. Этому переходу соответствует сильное изменение состояния сознания человека, и во многих случаях этот переход происходит не мгновенно, а постепенно, то есть представляет собой определенное занятие, требующее затрат, но и приносящее человеку своеобразное удовольствие - или, наоборот, приводящее его в негодование, а иногда в страх или трепет. Ниже я привожу важные частные случаи процесса перехода от глобального взгляда к локальному; этот переход я в данном тексте условно обозначаю словом "дифференциация". В переводе на русский это слово означает "различение", и как раз это понятие наиболее существенно, когда мы переходим от глобального (общего) рассмотрения объекта к его частям и элементам - все они оказываются разными, и нам предстоит научиться их различать. 
Поиск. Важный частный случай процесса дифференциации - это процесс поиска, в самом широком смысле слова. Директор фирмы подыскивает себе главного бухгалтера; следователь ищет преступника; поэт подбирает рифму; хозяйка ищет в своих закромах банку клубничного варенья; модница ищет в бутике обновку; студент на экзамене вспоминает, роясь в своей памяти, нужную формулу; девушка ищет подход к своему избраннику, стремясь выйти за него замуж; ребенок ищет пути к сладкому... Всё это процессы, в которых человек, часто вовсе не думая об этом, пытается найти в большом множестве нужный ему элемент, применяя, чаще всего неосознанно, определенные стратегии (алгоритмы) и не задумываясь о том, что эти стратегии могут быть иными и более эффективными. А иногда и менее эффективными, и это увеличит длительность процесса поиска, что не всегда так уж плохо. 
Вот опытный любовник ищет эрогенные зоны на теле своей очередной подружки. Здесь процесс поиска может быть не менее увлекателен и значим, чем результат (который может быть ему в главном известен с самого начала). 
Вот человек с духовными запросами ищет свою религию (секту) или своего Бога. Ему понятно, что как только результат будет достигнут, он потеряет большую часть своей личной свободы - и духовной, и земной, так что не особенно стремится закончить свой поиск, обеспечивающий ему и уважаемое занятие, и определенную независимость, и странствия, и знакомства, и события. 
Вот опытный врач, занимающийся лечением сложного заболевания. Быстрая диагностика тут не поможет: придется потрудиться в поисках точного диагноза и затем в выборе адекватного для данного пациента лечения, и этот процесс, хотя и тяжелый для больного, может быть во многом увлекательным для врача. 
Поиск группы и места в группе. Подростка волнуют две темы: быть таким же, как и все, и быть не таким, как все. И эти два желания вовсе не противоречат друг другу: подросток стремится вписаться в определенную группу (класс, школа, дворовый или фанатский коллектив и т. п.), и при этом у него активизируется поле интеграции; а также он стремится выделить себя в данной группе, активизируя при этом поле дифференциации. Он стремится каком-то отношении противопоставить себя этой группе или, точнее, занять в ней особое, уникальное место, но ни в коем случае не ценой последующего выхода из нее. 
Поиск человеком своего места в обществе нередко называется процессом социализации, и он в первых двух своих фазах (поиск своей группы и поиск места в этой группе) во многом идет под полем дифференциации. Под полем интеграции идет третья фаза этого процесса: утверждения себя на занятом месте и "вливание" в найденную группу. Если человек ищет свое место в коллективе среди уже имеющихся мест и легко или с борьбой, но не меняя коллектива в целом, занимает это место, то это происходит под полем дифференциации. Но если он в процессе поиска своего места меняет весь коллектив или создает себе новый, то здесь большую роль играют уже поля интеграции. 
В целом поля интеграции и дифференциации охватывают такие темы как "Человек и общество", "Человек в мире", подразумевающие изучение взаимодействия между отдельным человеком и средой его обитания. Сказанное относится, впрочем, не только к самому человеку, но и к объектам, с которыми он психологически отождествляется, например, ребенком, мужем, любимой собакой, вдохновенным сочинением и т. д. 

Читать статью полностью...






___