Блог

 Главная / Блоги / Записки человековеда

Блог

Примарная астрология. Дома (5) - Поля потенцирования

Мы переходим к изучению полей потенцирования, соответствующих переходу от янских зодиаков к иньским - это поля Персея, Рыси, Чаши, Волка, Орла и Пегаса, то есть поля дифференциации и интеграции. 
Что такое переход от Ян к Инь? Я называю его потенцированием, то есть это набирание потенциала. Откуда же он берется? От активности; от действия, которое в данный момент происходит; от энергии, которая имеется в проявленном виде, в том числе и заключенной в материи. Иначе говоря, действие может иметь явный результат, а может накапливать энергию и материю впрок, на будущее, и это как раз и есть потенцирование. 
Таким образом, основными признаками процесса потенцирования являются следующие: 
1. Наличие активного агента, чья энергия (информация, масса) убывает, превращаясь в пассивную форму, илипотенциал, обладающий скрытой энергией, которая способна проявиться в действии, но несколько позже. 
2. Рост потенциала, и при этом отсутствие его каких-либо активных проявлений. 
3. Наличие трансформационного механизма,  отбирающего энергию (массу) у активного агента и превращающего ее в скрытую, неактивную энергию (массу, информацию) потенциала.

Пытаясь описать явления и эффекты, которые никак не вытекают из текущей жизни человека, буддисты говорят: это созрела карма, наработанная в прежних воплощениях. Иными словами, сейчас реализуется потенциал, наработанный когда-то - это, в нашей терминологии, актуализация. Но как выглядели действия, которые создавали потенциал, реализующийся лишь в следующей жизни? Они выглядели так, что кармического возврата на них как будто бы не было! То есть человек что-то хорошее или плохое делал, а эффекта возврата не было - его поступки как бы складывались в мешок и оставлялись на долгое хранение. Это и есть потенцирование. И без этого понятия представление о законе кармы было бы неполным. Частично наша жизнь идет под влиянием наших прошлых дел - положительных и отрицательных "заслуг", а частично посвящена следующим жизням, и тогда наши деяния как будто "зависают", то есть возврата за них нет. А фактически они потенцируются, то есть складываются в особый мешок, который пропутешествует с человеком и после его смерти, и будет  раскрываться (актуализироваться) в его следующей жизни или даже позже. Астрологически наиболее ярко эта ситуация отражена в узлах Луны: Северный узел покажет, какая карма из прошлых жизней актуализируется в текущем воплощении человека, а Южный узел покажет на карму, которую человек складирует (потенцирует) на будущее.  
А. Пушкин в метафорической форме изобразил потенцирование в таких стихах:

Белка там живет ручная, 
Да затейница какая! 
Белка песенки поет, 
Да орешки всё грызет, 
А орешки не простые, 
Всё скорлупки золотые, 
Ядра - чистый изумруд; 
Слуги белку стерегут, 
Служат ей прислугой разной - 
И приставлен дьяк приказный 
Строгий счет орехам весть; 
Отдает ей войско честь; 
Из скорлупок льют монету, 
Да пускают в ход по свету; 
Девки сыплют изумруд 
В кладовые, да под спуд...

Активный агент в данном случае - волшебная белка; а потенцированием занимаются  девки, отправляющие изумрудные ядрышки под спуд, то есть в царские кладовые. Заметьте: "Из скорлупок льют монету, Да пускают в ход по свету", - это уже не потенцирование, так как никакой отсрочки действия и консервирования ("отправки под спуд" ) здесь нет. 
Активным агентом может быть и материя, готовая к тому, чтобы ее пустить в то или иное действие, то есть заряженная  энергией и готовая к ее высвобождению. В домашнем хозяйстве это могут быть свежие продукты, которые можно пустить в готовку; в банковском деле это "свободные" деньги (ликвидность), которые можно вложить в то или иное предприятие (акции, облигации); в семейных делах это может быть дочь "на выданье". 
Потенцирование - такая же необходимая принадлежность человеческой деятельности, как и актуализация. Какой величины следует делать запасы - один из самых острых вопросов, который возникает в жизни человека. Неуемное потенцирование - известный порок, который называется накопительством, алчностью, жадностью. Интересно, что в одном из дореволюционных русских пособий типа "Как заработать миллион" (они были популярны, вероятно, во все времена) есть заключительная фраза: "Заработав одним из указанных в этом пособии способов 50 000 рублей, вы можете уйти в отставку, купить себе имение и далее жить в свое удовольствие". Заметьте: какая трогательная забота о читателе! Ему четко указывается, какая сумма денег ему нужна для счастья, и рекомендовано больше этой суммы не зарабатывать. Однако мало кто из людей в  наше время задумывается о таких вещах: считается, что чем больше добра (в понимании данного человека; кармических заслуг, сказал бы буддист), тем лучше. Однако жизнь - это динамическое равновесие, постоянно меняющийся баланс сил и обстоятельств, и, в частности, баланс между актуализацией и потенцированием. И этот баланс трудно удерживать - как во внешнем мире, так и во внутреннем. Эту драму ярко описал Пушкин в своей трагедии "Скупой рыцарь" - там отец копит деньги и страдает, что сын после его смерти их бездарно пустит по ветру - что в точности соответствует планам этого сына - и, заметьте, взглядам герцога, который в трагедии выступает как судья спора между отцом и сыном. 
Одно из ключевых слов для потенцирования - это консервация. Энергия (+ материя) так просто не превращается в потенциал - не смотрите на шарик, который по инерции вкатывается на гладкую горку и застывает в равновесии на ее вершине. Это так просто выглядит на уроке физики - но не в жизни. Например, один из самых существенных тормозов развития технологии в наше время, и в частности, электрокаров - это отсутствие легких и эффективных  электробатареек. А батарейка как раз и содержит в себе (химический) потенциал, в который обращается энергия электрического тока. Таким образом, символом потенцирования может быть процесс зарядки батарейки - вспомним про разъемы и шнуры наших телефонов и компьютеров. 
Таким образом, потенцирование включает в себя три вопроса: какую энергию (материю, информацию) консервируем; в какой форме консервируем; и как именно это делаем. Не знаю, как сейчас, но во времена моей молодости процесс консервирования овощей и фруктов, а также варки варенья, был священным обрядом, который подразумевал множество тонких моментов (сколько класть пряностей и каких, как правильно стерилизовать и закатывать банки) и, главное, запасенные осенью соления и варения были источником питания и, следовательно, жизни семьи в течение всей длинной зимы и скудной на продукты питания весны.  
По идее, на консервирование (запасание) идет та энергия, которую в данный момент нельзя (или нежелательно) использовать на что-то прямо, и есть настоятельная необходимость ее сохранить на будущее - возможно, предварительно преобразовав и иную форму. Это преобразование и составляет сущность потенцирования.

Примеры потенцирования 
Физика. Шарик, разогнанный до определенной скорости, вкатывается по инерции на гладкую горку, по дороге получая (гравитационный) потенциал. 
Энергия текущей в реке воды превращается в электрическую, а затем запасается в виде химического потенциала в батарейке. 
Кулинария. Энергия огня переходит в жарящиеся (варящиеся, тушащиеся, запекающиеся) продукты. Любая домашняя хозяйка знает, насколько это тонкий процесс и как точно надо регулировать силу огня и продолжительность термической обработки, а также количество масла или воды, чтобы получилось по-настоящему вкусно. Впрочем, в приготовляемую пищу повар вкладывает еще и собственную энергию, и от нее тоже существенно зависит вкус блюда, то есть набранный им потенциал. 
Художественное творчество. Художник, писатель, поэт, скульптор вкладывают в свое творение личную энергию, которая хранится в объекте творчества и со временем расходуется, попадая во внимание ценителей и питая их. В зависимости от того, под каким полем потенцирования работал творец, эта энергия может расходиться быстрее или медленнее, в большей или в меньшей степени. 
Работа. Любая работа это в большой мере потенцирование - работник вкладывает свою энергию и необходимые материалы в  объект своего труда, где она и хранится, пока этот объект не поступает в руки пользователя. Но есть виды работ, где процесс потенцирования проявлен особенно ярко. К ним, в частности, относятся строительство, воспитание и обучение. 
Воспитание. Что такое воспитание? "Я сделаю из тебя человека" - это угроза или доброе обещание ребенку? В любом случае родитель, произносящий эту фразу, имеет в виду потенцирование: превращение своей личной энергии в потенциал будущего "человека". 
"Кого мы растим?" - вопрос, которым нередко задаются родители после неприятного поступка ребенка. Однако такая поставка вопроса в точности означает, что процесс воспитания родители воспринимают в рамках архетипа Потенцирования - как выращивание (созидание) определенного индивида, воплощающего в себе в концентрированном виде их педагогические усилия, а также надежды. 
Воспитательная беседа - попытка вложить в ребенка (или в мужа) определенную энергию и информацию, в надежде, что она там усвоится и станет потенциалом для добродетельных (правильных с точки зрения воспитателя) поступков. Таково, например, формирование жизненных позиций ребенка - здесь от родителей иногда требуется масса усилий, но и результат предполагается значительным: потенциал, содержащийся в жизненной позиции, будет проявлен не раз и не два, когда человек будет на нее опираться в своем поведении, особенно при принятии ответственных решений. И любой родитель знает, насколько это непростое дело - формирование позиций у своего чада, и как велико расстояние от мысли, выраженной родителем, до глубокого убеждения, сформированного в душе ребенка. 
Учусь жить. Как называется человек, не делающий выводов из того, что с ним происходит, то есть человек без обратной связи? На неполиткорректном языке слово для него есть: дурак. Но обычно человек все же как-то накапливает и обобщает свои впечатления и у него образуется так называемый жизненный опыт - потенциал, который может быть использован в дальнейшей жизни. Правда, когда и как его использовать - это вопрос, но он относится уже к полям актуализации. А вот как накапливать жизненный опыт, и что следует  складывать в его копилку и в каком виде - это уже вопрос, относящийся к полям потенцирования. Один человек складывает туда одни впечатления, другой - совсем другие, а третий и вовсе старается собирать не впечатления, а навыки, умения, техники. Каков активный агент в данном случае? Это сама жизнь, то есть поток событий, который накатывает на человека. 
Есть такое высказывание: "Жизнь научит". Существуют ситуации, выйдя из которых, человек должен сделать выводы, иногда далеко идущие. Это и есть набор потенциала - иногда он оформляется в виде жизненных позиций, иногда убеждений, иногда в виде самооценки, но в любом случае этим процессом управляют поля потенцирования. Какие это ситуации? В первую очередь это поступки человека, которые он впоследствии должен как-то оценить и занести эту оценку в определенную область психики - например, укрепив или ослабив величину (потенциал) своего самомнения. 
Спектакль. На спектакле зритель собирает энергию, щедро даруемую ему артистами, режиссером и драматургом, а также гримерами, осветителями, декораторами, музыкантами и многими другими людьми, обеспечивающими и поддерживающими представление. Эта энергия собирается подсознанием в потенциал, который на обычном языке называется "впечатление от спектакля". 
Что-то похожее происходит и при чтении книги, прослушивании музыки, созерцании прекрасного природного вида. Как воспринимаемая при этом человеком информация и энергия фильтруются, трансформируются и затем складируются в его подсознании, определяют поля потенцирования. 
Образование гештальтов. И в жизни бывают ситуации, когда человек, нередко не осознавая того, становится как бы зрителем спектакля, который разыгрывается перед ним - людьми, предметами, событиями, природой. В этом случае его впечатления  определенным образом преобразуются и складываются в его подсознательную память в виде сенсорного образа; объединяясь друг с другом, похожие или тематически связанные сенсорные образы превращаются в потенциал, который называется гештальтом - см. мою статью "Гештальты психики". Таким образом, процесс образования гештальтов тоже находится под управлением полей потенцирования,  активным агентом здесь является поток событий и поступков человека. 
Авторизация субличностей. К той же теме относится авторизация, которую получают субличности после выступления на сцене: аплодисменты, переходящие в овацию, или же, наоборот, презрительные свистки и уничижительные восклицания, в сопровождении гнилых овощей. Эта авторизация превращает полученные отзывы в потенциал данной субличности, который очень важен как для ее последующих выступлений, так и для ее места в сообществе субличностей данного человека - подробности см. в книге "Человек Многоликий".  
Обучение. Это - яркий пример работы полей потенцирования. Что такое процесс обучения? Это создание в ученике потенциала, который когда-то будет расходоваться - но когда и как, неизвестно. И здесь очень важно согласование взглядов на обучение учителя и ученика, иначе потенциал создается низкосортный, или вовсе никакой, или даже негативный. 
Заметьте, что вопрос об активном агенте здесь стоит довольно остро. По идее, им является учитель - но не только. В ученике тоже должен быть достаточно сильный импульс к обучению, стремление к получению знаний и навыков, можно даже сказать - особое ученическое вдохновение, которое  активно подталкивает ученика к добросовестному усвоению знаний и навыков, передаваемых учителем, а также к выполнению домашних заданий. А если фундаментом обучения является розга учителя, приложенная к ученическому заду, то и результат обучения будет вполне фрейдистским по основному смыслу. 
Память. Один из существенных аспектов процесса обучения - это запоминание. Все знают, как легко запоминаются одни вещи и тяжело - другие. Почему? Очевидно, тут рулит подсознание, и рулит очень целенаправленно и определенно. И ему важно, как именно подается материал, который оно должно запомнить - а это как раз работа полей потенцирования. Но кроме того, здесь важен активный агент - и кто он? Либо это яркий опыт, который впечатляет человека, либо его собственный внутренний энтузиазм, энергия которого как раз и превращается в складированные воспоминания. 
Сказанное выше проливает свет на то, как  подсознание человека относится к партнеру. Если разные подробности его внешнего вида, поведения и обстоятельства жизни легко запоминаются, то это означает, что у человека есть к данному партнеру сильный подсознательный интерес. Подумайте о своих любимых - какие текущие подробности их жизни сами собой врезаются вам в память? Если никакие, то любовь, с точки зрения вашего подсознания, кончилась.
Лечение пациента. Первичный набор потенциала врача происходит во время его обучения в институте. Во время лечения пациента врач в основном тратит этот потенциал, актуализируя его в виде врачебных рекомендаций и вообще воздействуя на пациента. А вот результаты лечения (точнее - реакцию пациента на предписанное ему врачом лечение) врач может авторизовать (потенцировать), добавив их в копилку своего врачебного опыта, и этот вид потенцирования незаменим. И активным агентом здесь служит не благодарность пациента (ее может и не быть вовсе), а собственный энтузиазм врача, кровно заинтересованного в постижении феномена болезни и в поиске методов ее эффективного лечения. 
Служение эгрегору, архетипу, Богу. Преданное и последовательное служение тонкой сущности обычно получает отклик - иногда далеко не сразу. Здесь создание потенциала инициируется человеком, а результат находится в ведомстве эгрегора или архетипа и во многом зависит от того, насколько данный человек ему пришелся "по вкусу". Чаще всего можно говорить о созданном канале связи человека с архетипом или эгрегором, и создание такого канала - большое достижение человека; этот канал может рассматриваться как потенциал, на основе которого идет взаимодействие человека с данной сущностью. Впрочем, адекватное (глазами эгрегора) служение эгрегору иногда приводит к тому, что человек становится в нем незаменимым, входит в его "элиту", и тогда этот статус может рассматриваться как наработанный потенциал. Стать "элитой" для архетипа куда сложнее, но и это иногда получается - тогда человек становится законодателем мод в искусстве или сфере идей. 
Сбор энергии начальником. Откуда начальник берет силу для организации коллектива и руководства работы им? Очевидно, у него должен быть для этого определенный потенциал. Как же этот потенциал собирается? Частично он приходит непосредственно от эгрегора фирмы; частично - от архетипов (высоких целей), которым служит начальник и которые, в свою очередь, его вдохновляют,  есть дают ему свою энергию; а частично - от подчиненных, успешно выполняющих его приказы (поручения) и отчитывающихся об этом. И начальники нередко отдают предпочтение тем подчиненным, которые умело отчитываются о своих, может быть, и весьма скромных, достижениях, но зато пополняя начальственный потенциал "съедобной" и легко усвояемой им энергией. 
Собирание эмоций. Понятно, что обучение - это в некотором роде собирание знаний; но что такое собирание эмоций? Происходит ли такое в психике? Вспомним неприятный всем адресатам призыв: "Наберись терпения". Стоит ли за ним какой-то смысл, соответствующий слову "набирать"? Другой вопрос: копятся ли обиды? чувства благодарности, признательности, собственной значимости? Читатель несомненно заметил, что иногда копятся - до определенного предела - а иногда почему-то нет. С чем это связано? Какие механизмы стоят за этими несомненно значимыми для психики человека процессами? На эти вопросы пока ответа нет; но не сомневаюсь, что психология будущего обратит на них самое серьезное внимание. А пока нам приходится чисто интуитивно свертывать свой ковер Нетерпения и класть его в сундук Ожидания... - один из распространенных вариантов процесса потенцирования.


Читать статью полностью...





______________________