Блог

 Главная / Блоги / Практическое человековедение

Блог

Дуговые аспекты: двуплановость объекта (часть 2). Тердециль

Дело близится к осени, и мы возвращаемся к регулярной работе в блоге "Практическая астрология".
Сегодня мы продолжим знакомство с дуговыми аспектами, которые апеллируют к двуплановому устройству объекта и заранее предполагают, что он имеет тонкий и плотный планы (части, грани своего бытия). 
Напомню, что аспекты, апеллирующие к двуплановому устройству объекта, это:  
септиль (7), полуквадрат (октаген),  ундециль (11), полусекстиль (12), тердециль (13), квардециль (14) и их кратные. Но сам по себе этот двуплановый объект в зависимости от дугового аспекта может пониматься по-разному. 
С началом этой темы вы можете познакомиться в посте "Дуговые аспекты: двуплановость объекта" (часть 1) Спасибо всем, кто в комментариях поделился описанием проявлений рассматриваемых нами дуговых аспектов в своей жизни smile:idea:

Сегодня мы попробуем разобраться с тердецилем - аспектом, который появляется лишь на четвертом уровне развития личности (говоря точнее - субличности, поскольку разные наши субличности могут находиться на разных эволюционных уровнях).

Тердециль 
Тердециль, критикуя и выявляя несовершенства, показывает, что не так в сложившихся отношениях между тонким и плотным планом, а также в самом тонком плане.

Тердециль дает яркое видение недостатков и моментов несоответствия тонкого и плотного планов. 
Идет с одной стороны - коррекция плотного плана в тех местах, где его программы не соответствуют тем ожиданиям, которые возложил на него тонкий, с другой стороны - критика и коррекция тонкого.   

Примеры:
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги (Тонкий план "обламывается" на плотном).
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Мужчине после болезненного разрыва с любимой приятель приносит подарок - резиновую женщину - и торжественно вручает ее со словами: "Точно такая же, как настоящая, только с ней проблем гораздо меньше".
Кукушка кладет свое яйцо в гнездо другой, более мелкой птицы. Когда кукушонок вылупляется, он пытается выпихнуть из гнезда своих сводных собратьев. Что, конечно, может побудить их ходить в качалку и тренировать силу и выносливость smile:). Таково черноучительство тердециля. 

Проработка тердециля.

Непроработанный тердециль делает явными недостатки работы каналов связи между тонким и плотным планами объекта, но никак не проясняет эту ситуацию с точки зрения ее коррекции, поэтому тердециль связан с черным учительством и "ядовитой" критикой - впрочем, относящейся скорее к тонком плану, нежели к плотному.

Тердециль имеет в виду установление правильных связей между тонким и плотным планами: корректное управление плотным планом со стороны тонкого и адекватная отчетность (дань), приносимая плотным планом тонкому.  
Проработанный тердециль соответствует принципу безупречности, но понимаемому не прямолинейно (см. притчу ниже) - безупречности отношений между тонким и плотным планами при том, что они не рассматриваются как прямолинейно похожие, как это происходит в септиле.
Типичный пример двупланового объекта под тердецилем - это компьютерная программа (тонкий план), которая управляет материальным объектом (плотный план). 

Разница между тердецилем и октагеном заключается в том, что октаген настроен на сами каналы связи между тонким и плотным планами объекта, а тердециль - на дефекты в этих каналах.
Кроме того, тердециль акцентирует дефекты тонкого плана как управляющего плотным. 

Пример:
Человек учится водить автомобиль с автоматической коробкой передачи. Сначала он осваивает полуквадрат (если не знает, как работает коробка передач), потом полутораквадрат (когда/если знает, как она работает).
А тердециль включается, когда уже опытный водитель анализирует езду любителя и дает ему тонкую корректировку или делится опытом. 

Проработанный тердециль дает высокий профессионализм. А непроработанный тердециль дает ситуации, где, оказывается, так просто, без тонкостей, не проживешь и происходит облом, причины которого неочевидны. Другие - проживают, а у этого человека в сферах планет к которым стоит тердециль - не получается прожить "просто" - его простота почему-то оборачивается воровством. 

Например, непроработанный тердециль Меркурий-Венера часто дает коммуникативные проблемы: этот человек будет неуклюж в общении. Ему в коммуникации нужно учиться тонкостям, специально разбираться в них: например, думать о мотивах - своих и чужих, сознательных и подсознательных. И в конце концов из него может вырасти коммуникатор высокого уровня. 

Тердециль Плутона - человек будет нарываться на роковые непреодолимые препятствия, если не будет осваивать тонкости в сферах соответствующей планеты. У других людей такие препятствия могут вообще не возникать.

Когда ребенок учится ходить - это происходит по октагену (полуквадрат, полутораквадрат). Когда его учат двигаться родители (например, залезать на табурет, пришивать пуговицы) - это происходит по полутораквадрату. А когда человек пытается научиться хорошо танцевать так, чтобы было красиво, элегантно, и партнерша чувствовала себя комфортно в его руках, - включается тердециль. 

Непроработанный тердециль дает человека, который формально вроде все делает правильно, но получается как-то неуклюже.

Пример проработанного тердециля  можно обнаружить в следующей восточной притче:  

"Князь Му, повелитель Цзинь, сказал Бо Лэ: "Ты обременен годами. Может ли кто-нибудь из твоей семьи служить мне и выбирать лошадей вместо тебя?"
Бо Лэ отвечал: "Хорошую лошадь можно узнать по ее виду и движениям. Но несравненный скакун - тот, что не касается праха и не оставляет следа, - это нечто таинственное и неуловимое, неосязаемое, как утренний туман. Таланты моих сыновей не достигают высшей ступени: они могут отличить хорошую лошадь, посмотрев на нее, но узнать несравненного скакуна они не могут. Однако есть у меня друг, по имени Цзю Фангао, торговец хворостом и овощами, - он не хуже меня знает толк в лошадях. Призови его к себе".
Князь так и сделал. Вскоре он послал Цзю Фангао на поиски коня.
Спустя три месяца тот вернулся и доложил, что лошадь найдена. "Она теперь
в Шаю", - добавил он. "А какая это лошадь?" - спросил князь. "Гнедая
кобыла", - был ответ. Но когда послали за лошадью, оказалось, что это черный,
как ворон, жеребец.
Князь в неудовольствии вызвал к себе Бо Лэ.
- Друг твой, которому я поручил найти коня, совсем осрамился. Он не в силах отличить жеребца от кобылы! Что он понимает в лошадях, если даже масть назвать не сумел?
Бо Лэ вздохнул с глубоким облегчением:
- Неужели он и вправду достиг этого? - воскликнул он.  - Тогда он стоит десяти тысяч таких, как я. Я не осмелюсь сравнить себя с ним, Ибо Гао проникает в строение духа. Постигая сущность, он забывает несущественные черты; прозревая внутренние достоинства, он теряет представление о внешнем. Он умеет видеть то, что нужно видеть, и не замечать ненужного. Он смотрит туда, куда следует смотреть, и пренебрегает, что смотреть не стоит. Мудрость Гао столь велика, что он мог бы судить и о более важных вещах, чем достоинства лошадей.

И когда привели коня, оказалось, что он поистине не имеет себе равных".

Ощущается, что у двух героев притчи есть проработанные тердецили: один герой - Бо Лэ - безупречно точно указывает на нужного специалиста (Гао); а другой - Гао - работает как несравненный профессионал в коневодстве. А князь, вероятно, мыслит в терминах септилей и октагенов, и понять, что такое тердециль, ему сложно.

Упражнение 11.2

а) Приведите примеры проявления тердециля, который есть в вашей натальной карте или картах хорошо знакомых вам людей - родственников, астрологических клиентов и др., а также исторических персон. Расскажите о двуплановости объекта в проявлении этого аспекта.

б) Подумайте, какие литературные персонажи наводят на мысль о том, что в их гороскопе имеются проработанные или непроработанные тердецили? Какие именно это тердецили? Аргументируйте.

Рекомендуемая литература: 
А. Подводный  
"Каббала чисел",  
"Астрология для психологов" (серия "Психология и астрология", ч.3), 
"Эволюция личности" (серия "Психология и астрология", ч. 2)
"Тетрадический архетип: вертикальное измерение" (серия "Высшие архетипы" ).
Владислав Нечипуренко
30.08.2012 00:04:23
Затаив дыхание жду появления в этой ветке зрелых личностей, ну или хотя бы рассказов о них smile:)
Ровная Ольга
30.08.2012 13:38:21
Если человек является серьезным специалистом, профессионалом высокого уровня в какой-либо области, то, как правило, его профессиональная субличность является зрелой. 

Кроме того порой человека может выносить на более высокие уровни на некоторое время:
"И еще один сюжет тердециля – скачки вверх-вниз по эволюционной лестнице. Я уже вам говорил, что перед тем, как сделать реальный шаг вперед по эволюционной лестнице, человек поднимается на следующую ступеньку спонтанно и на короткое время – однако этого не осознает. И тогда он может подумать, что он уже реально на нее поднялся и на ней утвердился. И тердециль достаточно убедительно ему покажет, что он заблуждается".
А. Подводный, "Астрология для психологов".

Мы "размазаны" по эволюционной лестнице: разные наши субличности зачастую находятся  на разных эволюционных уровняхsmile:)
Владислав Нечипуренко
30.08.2012 15:10:57
Тогда вот что не понятно - каков основной критерий достижения субличностью определенного уровня? Мне казалось, что это степень проработки планет и аспектов. А если, скажем, тердециль у профессиональной субличности, претендующей на то, чтобы считаться зрелой, не проработан, то можно ли ее назвать зрелой? 

PS В моей карте четвертого уровня есть секстердециль Хирон - Плутон (II - VII), но поиски субличности, к которой была бы применима эта карта, представляются бессмысленными smile:)
Ровная Ольга
31.08.2012 00:48:50
Во-первых, оформление субличностей - это сознательная работа человека над собой. Этой теме посвящена книга Авессалома "Человек Многоликий".

К вопросу о критерии достижения субличностью определенного уровня - почитайте "Эволюцию личности", там прописаны уровни, и соотнесите описанное со своей жизнью. 

У каждой субличности, в том числе и зрелой, какие-то аспекты проработанны, какие-то - не проработанны. Надо же ей чем-то заниматьсяsmile:)
Владислав Нечипуренко
31.08.2012 12:13:43
Спасибо за ответ, Ольга. Перечитал некоторые места и понял, что был невнимательным. Вообще я с первого раза редко что усваиваю в полной мере - третий дом в Тельце, да еще и с Сатурном smile:)
Ровная Ольга
08.11.2012 18:54:11
Цитата
Перечитал некоторые места и понял, что был невнимательным.

Да и не без Нептуна, наверноеsmile;).
Шахерезада
30.08.2012 16:39:59
Пример не совсем проработанного тердециля.
ДЗЕН В КАЖДОМ МГНОВЕНИИ (Дзен-буддийская притча)
Ученики дзен проводят с учителем не меньше десяти лет, прежде чем они решаются учить других. Однажды Тэнно, уже прошедший ученичество и ставший учителем, пришёл в гости к Нан Ину. Шёл дождь, поэтому Тэнно надел деревянные башмаки и взял зонтик. Поздоровавшись, Нан Ин заметил: 
- Ты, я полагаю, оставил башмаки в прихожей. Хотелось бы знать, где сейчас твой зонтик - справа от башмаков или слева?
Замешкавшись, Тэнно не смог ответить сразу. Он осознал, что не воплощает дзен в каждом мгновении. Он стал учеником Нан Ина и проучился ещё шесть, чтобы достичь каждого мгновения дзен.
Ровная Ольга
30.08.2012 17:06:24
Замечательная иллюстрацияsmile:). Спасибо, Шахерезада.
Шахерезада
30.08.2012 16:46:55
Чудесная сказка, в т.ч. и о тердециле.smile:)
http://stitch02.livejournal.com/86600.html
Ровная Ольга
30.08.2012 17:07:05
Проработанный тердециль, на мой взгляд, у Шерлока Холмса. Подумайте, какой.
Шахерезада
30.08.2012 17:12:09
Меркурий-Сатурн?
Ровная Ольга
02.09.2012 00:58:50
Вполне возможно. И напряженный аспект к Хирону от одной из этих планетsmile:)
Шахерезада
04.09.2012 23:10:50
Ольга, вопрос возник.  Меркурий Шерлока "заводило" убийство, а не простые преступления. Узнав о трудном для сыска "мокром" деле, ум Холмса начинал активно работать. Это что, аспект к Марсу должен быть? Или необязательно так? ... Еще момент. Или Холмс пытался понять и раскрыть  логику убийцы, законы, движущие преступный ум? Тогда к Плутону аспект или нет?
Ровная Ольга
07.09.2012 16:47:51
У него ощущаются напряженные аспекты и от Меркурия, и от Марса к Плутону и Урану. Марс - это сила, Уран - это сверхсила. Чувствуется сильный 8 дом: тема жизни и смерти, психических патологий, эгрегоров (считается, что преступники сильно связаны с социальными эгрегорами, которые их инвольтируют, сбрасывают на них напряжение). Возможно, Меркурий в 8 доме. И сильный воздух в карте - наблюдения, анализ.
Ксения Хомколова
31.08.2012 00:40:11
Предположу у Шерлока Холмса тердециль к трансперсональной планете, возможно тердециль Меркурия к Урану.
Из Википедии:
 Метод Шерлока Холмса
  1. «На основе всех фактов и улик строится полная картина
  2. Отталкиваясь от полученной картины преступления, разыскивается единственно соответствующий ей обвиняемый.
При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.
«По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену».
— «Этюд в багровых тонах»
«Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки — необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…»
— «Пять апельсиновых зёрнышек»
«Отбросьте все невозможное; то, что останется — и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался.»
— «Знак четырёх»
В целом, у Холмса был силен Сатурн, а также, похоже, и Нептун играл большую роль. Интересно, как проявляется тердециль Нептуна? Поделитесь, пожалуйста, если у вас есть такой аспект и как он проявляется? Спасибо. : - )
Ровная Ольга
02.09.2012 01:13:22
Поскольку его чудеса были "рукотворными"smile:), то ощущается и влияние Хирона. А в целом, да, согласна: аспекты между Меркурием, Хироном, Ураном, Сатурном наиболее ощутимы.  Похоже, что тердециль именно от Меркурия, а вот к какой планете - возможны варианты и комбинации аспектов. И не без тринов, видимоsmile;)
Ирина
01.09.2012 16:34:34
Привет всем!smile:)

У меня целая цепь из тердецилей.
На карте это выглядит так – Нептун из 10 дома аспектирует Солнце из 2 дома квинтердецилем, а между ними стоит Хирон во 2 доме в тердециле к Солнцу и квартердециле к Нептуну.
Я полагаю, что все это имеет отношение к моей работе астролога и непосредственно помогает мне находить слабые непроработанные места в карте человека по его внешнему поведению.  То есть, они как бы сами открываются.  Один раз была такая история. Пришли к нам в гости молодые родственники мужа. Они вели себя так (не могу сказать, что плохо),  и говорили так, что я  не могла дать этому четкое определение, хотя это чувствовала, и хотела как-то дать им понять это.. Они критиковали в других то, что сами делали., причем это было очень ярко. И вот, слушая все это, я вдруг решила включить радиоприемник (который был просто под рукой) – и каково было удивление всех, когда там сразу же зазвучала очень поучительная песня – это было как раз то, что я хотела сказать…Но, если бы я даже это сказала, то это не было бы так выразительно..
Я знаю, что занимаюсь в основном чисткой тех мест, которые в этом нуждаются. Солнце и Хирон растворительные.  Например, национализм, если брать этнический эгрегор.
«Чего требует тердециль? В своих сферах он требует от человека отработки внимания, терпения, точности, соответствия идеалу. Он занимается проверкой идеала, проверяет, насколько этот идеал действительно ведет человека, насколько человек ему соответствует, насколько он своевременен…» (А.П.)
Не навязывая своих представлений, не указывая что и как делать, я даю возможность человеку проявить себя так как он хочет – и после этого у него есть возможность увидеть результаты (если он способен это видеть). Здесь я выступаю как Искуситель.
Еще один аспект тритердециль Луны (куспид 11 дома) с Плутоном (8 дом).
«Тердециль в принципе дает человеку стремление к совершенству через тонкое очищение, через устранение малейших дефектов и несообразностей..» (А.П.)
За свою длинную жизнь, имея тердецили Нептуна в 10 доме и Плутона в 8 доме, я прошла много испытаний, и бывали «сумерки богов», когда поддерживающее участие тонкого плана куда-то пропадает., но, все же, в критические моменты, если есть твердость устойчивость и смирение, все разрешается удивительно благополучно.
Ровная Ольга
02.09.2012 01:08:26
Спасибо за подробное и интересное описание, Ирина. Проработанный тердециль Нептуна - это безупречная медитация, когда при должной настройке внимания мир становится синтетичным и помогает, как Вы описали.
Ирина
02.09.2012 10:22:45
Спасибо, Оля!  Хотела бы уточнить, что в этой истории, которую я рассказала, я не то, что не находила слов, но скорее не хотела говорить прямо.
Ксения Хомколова
07.09.2012 00:44:29
Спасибо, Ирина и Оля, за интересные, важные описания тердециля Нептуна! smile:) У меня в карте есть битердециль Нептун-Сатурн. Постараюсь написать Примеры.smile8)
Ровная Ольга
07.09.2012 16:49:54
Битердециль Нептун-Сатурн! Вот она управа на твой Нептун!smile:) Будем ждать.
Шахерезада
05.09.2012 00:39:41
В карте Бреда Питта (18 декабря 1963, 06:31, Шауни, Оклахома, США) имеется тердециль Венера-Солнце. Его тердециль очень показателен: Бред великолепный актер, очень хорошо реализовавшийся в американском киноискусстве, сумасшедшая мировая популярность, великолепные внешние данные, Анджелина отмечает его очень хороший художественный вкус; стал миллионером, благодаря своим талантам. При всем этом, богатство и слава его ничуть не испортили как человека. Вот это проработка аспектов! smile:)
Много тердецильных аспектов в карте Людмилы Гурченко (12 ноября 1935, 12:00, Харьков, СССР). В частности, есть сам тердециль Меркурий-Юпитер. Гурченко была не просто потрясающей актрисой и выразительной певицей, но настоящим явлением глубокой индивидуальности в российской культуре.
Ровная Ольга
10.09.2012 13:10:01
Показательно, что тердециль Людмилы Гурченко от огненного Юпитера (в Стрельце), а Бреда Питта от огненного Солнца (в Стрельце). Хорошие актеры - профессионалы стихии огня.
Юлия Алехина
13.09.2012 20:48:22
У меня в карте нет ни тердецилей, ни кратных, и при этом я почти не сомневалась, что обнаружу их в карте своего супруга, профессиональная субличность которого очевидно (для меня) является зрелой.
 Так и оказалось – на 4 уровне (в который я раньше не заглядывала) тердецили рыбьего Меркурия в 8 доме к точному соединению Солнца и Лилит в Овне в 9 доме, от Лилит тердециль к северному узлу с Тельце. Соответственно также наличествует тердециль Тома-Южный Узел (3 и 4 дома).
Супруг работает сценаристом – преимущественно детективных сюжетов, от которых невозможно оторваться ни в письменном виде, ни на экране. Напряжение и интрига поддерживаются от первой до последней серии. Тщательнейшим образом сплетаются и расплетаются сюжетные линии. Я предполагаю, что это в частности влияние тердецилей Меркурий-Лилит, Лилит – Северный Узел. В то же время глубоко прорабатывается психологическая мотивация героев, они очеловечены, выпуклы. В этом я предполагаю влияние тердециля Тома-Южный Узел.
Ровная Ольга
16.09.2012 02:33:01
Цитата
В то же время глубоко прорабатывается психологическая мотивация героев
Почерк водного Меркурия. Глубина, мотивы, интрига.  И 8 дом ощутим (психологизм, детективы). 
Очень интересный и показательный пример. Спасибо, Юлия!
Светлана Бородкина
17.09.2012 14:25:49
Олечка, спасибо за это упражнение! Я с таким аспектом как тердециль и его кратные ещё не работала, и теперь очень рада изучать его и с помощью твоего блога и его участников. У меня в карте есть битердециль Уран (в Весах, в 4 доме) – Северный узел (в Стрельце в 5 доме). И когда я читала подробнее о тердециле в книге «Астрология для психологов», то получила на эту тему сразу несколько уранических откровенийsmile:-)
Одна из моих зрелых, как я считаю, субличностей – это Мать. И влияние битердециля проявилось в такой сфере как воспитание сына (5 дом): в какой-то момент я почувствовала, что, не смотря на мои старания, использование разных новых теорий и инструментов в воспитании (Северный узел в 5 доме), которые я выбирала, опираясь на свои жизненные позиции, поработав при этом сначала внутри себя (4 дом), процесс в какой-то момент пошел неудовлетворительно. Описать это можно таким символом тердециля как турбулентность или вихрь. А так как у меня аспект битердециль, то это происходило в форме поляризации и конфликтов, которые были ярко окрашены такими качествами Урана как взрывчатость, непредсказуемость, а расходящиеся от них ударные волны были реальными и весьма ощутимыми. И вот в какой-то момент я поняла (видимо, тоже спасибо Урануsmile:-)), что горизонтальными методами в этой ситуации я ничего конструктивного уже  не сделаю, нужно вертикальное измерение. И тогда я стала изучать наш с сыном парный эгрегор, общаться с ним, а также больше внимания уделять семейному эгрегору. «Тердециль ставит такой вопрос: в какой мере управление со стороны тонкого плана, тонкий смысл, вообще тонкости реально нужны плотному плану?» Вот так я узнала, что очень нужны. Ситуация улучшилась принципиально. Это было похоже на волшебство. Благодаря моему общению с эгрегорами (парными и семейным) разрешились и другие сложные семейные вопросы.
Также я заметила, что этот аспект проявляется и в моей профессиональной деятельности. Битердециль недвусмысленно показывает, что мне нужно заниматься совершенствованием внешних образов своего «я» как точных инструментов для отработки соответствующих жизненных ситуаций (5 дом), уточняя при этом свое место в мире и обязанности перед ним (4 дом).
Ровная Ольга
18.09.2012 15:51:35
Интересно было бы узнать, какие аспекты стоят к Луне и Сатурну от планет в битердециле - Северного Узла и Урана. 
smile:) Спасибо, Света, за содержательное описание.
Светлана Бородкина
19.09.2012 10:08:31
Их (аспектов) немного: Луна с Ураном в оппозиции на первом уровне, а от Сатурна к Урану бисептиль на втором и на третьем уровнях. Плюс влияние Луны как символического управителя 4 дома, а Сатурн немножко (в 5 доме полградуса Козерогаsmile:-)) управляет 5 домом.
Ровная Ольга
21.09.2012 17:58:47
Спасибо. А аспекты к Солнцу от планет в битердециле?
Светлана Бородкина
21.09.2012 21:30:16
smile:) Есть квадрат Солнце-Уран на первых двух уровнях, а аспектов от Северного узла к Солнцу нет.
Ровная Ольга
21.09.2012 01:29:57
Цитата
Пример:
Человек учится водить автомобиль с автоматической коробкой передачи. Сначала он осваивает полуквадрат (если не знает, как работает коробка передач), потом полутораквадрат (когда/если знает, как она работает).
А тердециль включается, когда уже опытный водитель анализирует езду любителя и дает ему тонкую корректировку или делится опытом. 
В фотоделе есть такое понятие - "Боке" (от японского 呆け – «нечёткость», «размытость») – часть изображения, с явными художественными достоинствами, которая не попала в фокус фотографии. Иногда фон размывается преднамеренно, для того, чтобы выделить какой-либо объект на фотографии".  
Здесь можно посмотреть подборку фотографий с эффектом "боке":
http://www.dejurka.ru/inspiration/33-bokeh-photography/#comments

Фотографы делятся своими тердецилями smile:)
Сергей Севастьянов
09.01.2016 19:39:44
Кстати, видео по ссылке ("С.Максимишин") представляет собой, на большей части своего протяжения, пример весьма концентрированного применения в процессе групповой работы заметно проработанных тердецилей у профессионального (проще сказать - гениального) фотографа и фоторедактора, местами не хуже, чем в восточной притче про выбор коней))
Сергей Севастьянов
09.01.2016 19:02:20
Некоторое уточнение от человека имеющего отношение к фотографии и тердецилям)
1) Человеческое зрение устроено сходным образом, разве что чем более длиннофокусные и светосильные фотографические линзы (объективы) тем они существенней превосходят по этому параметру "оптику глаза".
2) В профессиональных кругах (и видимо весьма тяготеющих к проработанному тердецилю))), имеет место быть мнение, что многие фотографы используя эту объективную возможность фотографической оптики, подменяют тем самым подлинно художественное содержание и смысл этим "простым механическим по своей сути" приемом - создавая "без творческих усилий" вполне "съедобную" и красивую для многих обывателей картинку (злоупотребление по Лилит?), что никак не отменяет саму теоретическую возможность обыграть эту особенность фототехники как инструмента вполне талантливо и одухотворенно. 
Впрочем, много лучше меня, все это мог бы объяснить какой-нибудь мэтр фотографии "на короткой ноге с Соборной Душой своего этноса", глубоко озабоченный подлинным градусом одухотворенности фотоискусства , например С. Максимишин