О нулевых и десятых годах

 Главная / Школа "Человек среди людей" / Статьи и публикации

О нулевых и десятых годах


В этой статье я продолжаю тему, поднятую в моем посте "
На переломе времен". 
Поговорим о послании последнего десятилетия (т.е. нулевых годов XXI века), сопровождавшегося транзитом Нептуна по Водолею. Этот транзит может быть (пусть несколько прямолинейно) проинтерпретирован как «научное понимание мистики». О! Если бы так! Похоже, происходило нечто прямо противоположное: Нептун, который в своей низшей октаве несет туман в мозгах и незаметное искажение реальности, самым откровенным образом подействовал на Водолея, который управляет, если говорить широко, научным анализом и финальным пониманием плотной реальности, и в первую очередь – «научными» методами такого анализа и созданием языков (специальной терминологии, т.е. символизмов) для описания окружающего нас (плотного) мира. 
Что же такое есть окружающий нас мир? На что в нем следует обращать максимальное внимание и в каких терминах увиденное следует описывать, и как его следует понимать? Последние десять лет мы видели исключительно упрощенные схемы и примитивизацию описания реальности, а также откровенное мошенничество с данными. Я думаю, экономисты хорошо знают, что такое «отмассированная статистика», как это политкорректно звучит по-английски; по-русски обычно употребляют термин «фальсифицированная». За основу описания экономики были положены показатели, имеющие, скажем мягко, слабое отношение к непосредственной жизни и работе людей, да и эти показатели изрядно «массировались» статистическими службами, но мировая биржа «кушала» эти отчеты и верила им – по крайней мере, если судить по результатам торгов. Иногда происходило временное отрезвление – в 2008 году не самые мелкие и наивные финансисты говорили удивленно: «Ну как же мы могли поверить в надежность американских ипотечных бумаг?» - и не находили ответа. Здравствуйте, господин Нептун в Водолее! 
Не самые интересные процессы происходили и в психологии. В 1998 году я читал в Новосибирске обзорный курс психологических теорий второй половины 20 века, и мне было что рассказать моим слушателям (см. мои книги «Психологию для астрологов» и «Архетипы психики»). Если взглянуть на то, что происходило в психологии в нулевые годы, то бросается в глаза исключительная мелкотравчатость создаваемых и используемых теоретических схем: теории, бывшие основными в течение второй половины 20 века, потихонечку проедались их адептами, не получая структурного развития, а новых теорий на удивление вообще не возникало – или же они были проигнорированы заинтересованной публикой. Какие имена теоретиков и практиков психологии «на слуху» сейчас? Я имею в виду не профессиональных психологов-теоретиков, а скорее психологических клиентов. Благодаря интернету на этот вопрос вполне можно ответить, поприсутствовав на форумах психологической поддержки – как любительской, так и полупрофессиональной (например, http://community.livejournal.com/pizdostradalec/,http://community.livejournal.com/ru_psicholog/, http://community.livejournal.com/ru_psychology/). По моим наблюдениям, наибольшую благодарную популярность получили книги американского психиатра Ирвина Ялома, в которых он, в частности, описывает свои случаи лечения больных (и довольно тяжелых, по большей части, в частности, умирающих) с помощью исключительно разговоров с ними и «здравого смысла», т.е. апелляции к положительной рациональной стороне психики больного (см. его книгу «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»). При этом ни о какой особой теории подсознания Ялом речи не ведет – молчаливо предполагается, что подсознание устроено примерно как сознание и что можно лечить пациента, выводя на свет его сознания те или иные фрагменты подсознания (например, неосознанные влечения) и тем самым устанавливая их под контроль сознания – по крайней мере, в ситуациях ответственного выбора. 
Я, конечно, понимаю, что то, что опытный психиатр на самом деле делает, и то, как он описывает свои действия – это совсем разные вещи, и веду речь о втором, то есть о теоретическом развитии представлений о психике и подсознании. Так вот, если говорить о концепциях, получивших если не признание, то хотя бы популярность среди пациентов, то такого продвижения не наблюдалось. Это можно сказать и о весьма популярной книге американского психолога Робина Норвуда «Женщины, которые любят слишком сильно», которую на форумах чаще других рекомендуют людям, пострадавшим от несчастной любви (эта тема, наряду с отношениями с родителями и детьми, одна из самых актуальных в просьбах о психологической помощи). Теоретическое осмысление психики человека у Норвуда практически отсутствует – конечно, от дедушки Фрейда мы все знаем, что подсознание существует, а также что детские переживания глубоко там отпечатываются – но далее структурно-исследовательская мысль автора не идет, при том, что его анализ и советы, вероятно, помогли большому количеству пострадавших на любовном фронте. Но все-таки глубинная природа мазохизма, отчетливо ощутимого во многих «несчастно-любовных» сюжетах, не была исследована и по сути остается загадкой примерно в той же степени, что и во времена написания Леопольдом фон Захер-Мазохом своей знаменитой «Венеры в мехах» (1870). 
Видимо, венцом нептунианско-водолейской психологии нулевых годов были весьма популярные в последние годы в России и в некоторых других странах «расстановки» немецкого психотерапевта Берта Хеллингера, о которых он написал в своей книге «Порядки любви: разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий». Однако книга дает очень слабое представление о том, что на самом деле происходит на его тренингах, несомненно идущих от психодрамы Якоба Морено (первая половина 20 века) и неизвестно, на что опирающихся, кроме весьма малоизученных свойств человеческой психики, наиболее ярко проявляющихся в спиритических сеансах. Не зря «настоящие» дипломированные психологи относятся к Хеллингеру с подозрением – но почему-то всерьез его не критикуют; видимо, Нептун в Водолее «реабилитирует» самый откровенный медиумизм. Посмотрим, что будет, когда он войдет в Рыбы! 

Надо сказать, что снижение интереса к серьезным и глубоким фундаментальным исследованиям, к нетривиальным символическим системам (языкам), к длительным программам, приносящим несиюминутный результат, в минувшее десятилетие было заметно везде. Яркий пример: одна из забот отечественной экономики – «проедание» инфраструктуры, заложенной еще в советские (даже в сталинские) времена, в том числе инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (водопроводы и т. п.) – и эту тему сдвинуть не удалось, и даже серьезных попыток к этому не предпринималось, насколько мне известно. Я читал интервью с одним из олигархов, который, отвечая на вопрос о его перспективных планах, заметил, что не думает о программах, окупающихся менее, чем за три года. Однако даже большой дом в нашей стране строится обычно более трех лет! 
Однако с чего начинаются серьезные длительные программы? Понятно: с понимания того, что они необходимы, что их уже нельзя откладывать на потом. А вот этого окончательного и недвусмысленного понимания как раз и не происходило. Видимо, водолейский Нептун его размывал, не иначе, вместе с гражданской и научной совестью ответственных за это понимание товарищей. 
Прямо скажу: я не считаю, что принципиальные ошибки в понимании и оценке реальности – малозначительны. Думаю, что именно они ведут к самым большим катастрофам – и в личной жизни, и в семейной, и в этнической и государственной. Однако для того, чтобы реальность понять и оценить, надо располагать для этого адекватным языком, и выработка таких понятий – дело весьма тонкое и нетривиальное. Любой банкир знает, как трудно оценить стоимость того или иного предприятия и насколько рыночная стоимость его акций может отличаться от истины. А как оценить экономику страны в целом? Или ее человеческий ресурс? Урок последних лет состоит, на мой взгляд в том, что стало ясно, что существующие ныне критерии количественной оценки (и, более того, понятия для качественного понимания) объектов окружающей нас реальности устарели и нуждаются в сильной коррекции или даже замене. Это относится не только к фабрикам, посевным площадям и социальным сетям, но и к обществам в целом. 
За последние 10 лет человечество как организм очень сильно изменилось, и наряду с видимым объединением произошло не менее существенное разделение, разбиение на малые и крошечные группки, с трудом находящие язык друг с другом и по большей части не стремящиеся к этому. Это очень видно и по чересчур многочисленным интернет-сообществам, и по массовой культуре, где исчезли «всенародные любимцы», и по науке и технологии, которые бесконечно раздробленны, так что, например, математики (даже крупные) из разных областей просто не понимают друг друга – ситуация, странная для середины 20 века, не говоря уже о более ранних временах. Однако никто не знает, с какой скоростью малые игнорирующие друг друга «компашки», пока что невинно проводящие свободное время в социальных сетях, обмениваясь бессмысленными на первый взгляд лытдыбрами в ЖЖ или «чириканьем» в твиттере, могут в случае острой необходимости объединиться, найти себе лидеров и дать им необходимую для крупной социальной деятельности энергию и защиту. 
Люди, которые думают, что по информационным сетям нельзя передавать психическую энергию, сильно заблуждаются: с такой передачей знаком любой человек, получавший сильные энергетические удары от простенькой смски или короткого коммента в своем блоге. А все революции происходят именно по причине активизации коллективной психической энергии, которая сейчас имеет новые, эффективные, но совершенно не познанные пока возможности для своей материализации. Для молодежи замечу: я хорошо помню времена, когда компьютеров еще не было, и принтеров соответственно тоже, а ксероксы были запрещены в использовании частными лицами, так как власти опасались, что с их помощью можно напечатать много антиправительственных листовок. Думаю, что нынешние органы госбезопасности с ужасом думают о возможности бесконтрольной организации граждан через социальные сети, но ничего поделать уже не могут: современное общество не откажется от карманных телефонов и интернета. Конечно, отдельного слишком активного и вызывающего блогера легко нейтрализовать, но сеть на то и сеть, что когда возникает социальное напряжение, таких активных блогеров уже становится слишком много, а организовываться друг с другом они научатся тоже очень быстро – хотя пока не умеют, и мало кто об этом думает. 
А напряжение не за горами – инфляция на пищевые продукты набирает силу, и когда Нептун выйдет из Водолея (то есть в этом году; но эффекты, ввиду инертности общественного подсознания, могут затормозиться на год-два), то мракобесие, которое устроили за последние 10 лет центробанки развитых стран, фактически обесценив свои валюты, станет явным, что как раз и выразится в том, что поднимутся цены на предметы первой необходимости – включая, заметьте, компьютеры и мобильные телефоны! Сейчас уже выросли дети, которые не понимают, как можно жить без мобильного телефона и связи, и понимать это они точно не захотят. 
Вообще-то ведать новыми и практически мгновенными объединениями людей - и как правило, весьма недолговечными, но эффективными с точки зрения поставленной цели - будет Уран в Овне, и он, что называется, всем покажет. Думаю, что в новом обществе будет как основная действовать модель «временного рабочего коллектива», а вот над культурой его образования и распада надо будет серьезно работать. Впрочем, это совсем другая тема. А я пока что обращаю внимание своих читателей на то, что перемены этого, 2011 года, совершенно радикальны: одновременно входят Уран в Овна и Нептун в Рыбы, и новая реальность, новые сюжеты и новые люди появятся как черт из табакерки – для тех, кто думает, что новое – это всегда повторение старого. Вообще, человека. который умеет предвидеть резкие повороты событий, обычно называют (в мягком варианте) фантазером – те самые люди, которые впоследствии говорят по поводу происшедших изменений: «Надо же! Я бы никогда не заподозрил, что такое может произойти!» - и нисколько не ставят себе в вину свою близорукость. Вероятно, десятые годы продемонстрируют недальновидность очень многих нынешних лидеров, и продемонстрирует ее более, чем реально. Я предполагаю, что в ближайшее десятилетие произойдет очень сильная смена элит, причем тем, кто занимал ведущие места в науке, культуре, политике и экономике нулевых, придется за это очень сильно оправдываться и старательно отмываться, если они захотят занять хоть какое-то место в цивилизации будущего.

04.03.2011

Обсуждение статьи - см. в блоге "Записки человековеда"